Я-учитель, и этим всё сказано.
Zelenokumsk. http://zelenokumsk2006.narod.ru , Сайт Зеленокумск рулит!

люди Зеленокумска

Я-учитель, и этим всё сказано

Я-учитель, и этим всё сказано

   Иду на встречу с учителем русского языка и литературы СОШ №12 С.Н.Кукоба, размышляя, с чего начинать разговор. Войти в пятёрку лучших конкурса «Учитель года» в крае — результат, уже сам по себе достойный публикации в газете. Но после первой минуты знакомства понимаю, что главным в разговоре станет вовсе не конкурс, ведь педагогический талант Светланы Николаевны не исчерпывается одним лишь этим результатом, да и сама по себе она — яркая и сильная личность, а значит, будет очень интересно. И перестроиться на нужный лад не составит большого труда.
    Встреча, короткое приветствие, и мы продолжаем путь по коридору к её кабинету. Попутно мой будущий собеседник успевает быстро переговорить с несколькими учениками; кому-то поставив задачу, кого-то проконтролировав на предмет её исполнения, кого-то отправив домой. Тон голоса возражения или несогласия не подразумевает, но дети реагируют на услышанное, улыбаясь, безо всякого страха или недовольства. Но вот, сев за парту напротив учительского стола, мы начинаем нашу беседу.
    - Светлана Николаевна, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в профессию?
    - Именно по призванию. Ещё в восемь лет заявила маме, что стану учителем, хотя она видела меня врачом. Но никаких споров на этот счёт не было, ведь родители сразу поняли, что это — моя мечта, от которой я уже не отступлюсь. Оставалось только выбрать предмет — русский язык и литература или же французский, который мне очень нравился в школе. Но в конце концов иностранный язык «проиграл». Да и вообще, меня влекло даже не столько само преподавание, сколько классное руководство. Без этого просто не представляла себе работы. Живое общение с детьми, походы, совместные праздники и прочее— именно так мне виделась профессия педагога. Тем более, что училась в педагогическом классе, где у меня был опыт шефства над ребятами из младшего звена. Когда после учёбы вернулась в родную 12-ю школу, то сразу же стала классным руководителем, а с 2000-го веду одновременно сразу два класса. Только в следующем учебном году решила взять паузу и немного отдохнуть, оставив лишь один класс. Это само по себе очень непросто, да ещё и подготовка к конкурсу шла целый год, так что ушло много сил.
    -Существует расхожее мнение, чгпо нынешние дети очень отличаются от предыдущих поколений, причём, не в лучшую сторону. Вы можете подтвердить или опровергнуть зто утверждение?
    — Как Вам сказать? Дело в том, что сейчас хватает детей, которые растут в неблагоприятных условиях — неполные, а иногда неблагополучные семьи и так далее. И это, конечно же, сказывается на учёбе, на отношении к жизни и к знаниям. Но если говорить в целом, то они ничуть не глупее. Основная масса ребят чётко понимает, зачем ходит в школу, чему здесь нужно учиться.
    И ещё один аспект стоит отметить. В отличие от ситуации 90-х годов государство сейчас стало понимать, что патриотизм нужно воспитывать, сам по себе он в детских душах не появится. И это приносит свои плоды. Нынешние дети верят в высокие идеалы в куда большей степени, чем поколение, воспитанное на сериале «Бригада». Порою возникают ситуации, когда я понимаю, что они в чём-то мудрее и лучше, чем я. Причём, речь идёт не только об их суждениях на уроках, но и о том, как они себя ведут по жизни.
    - Ну а если говорить об уроках, то что здесь для Вас является главным, Ваш, так сказать, основной принцип? Есть нечто особенное или просто любовь к детям и к своему делу?
    - Конечно же, без такой любви за учительским столом человеку делать нечего. И мне искренне жаль тех педагогов, для которых работа — каторга, а дети — эдакие маленькие мучители, которые не дают спокойно работать и жить. Но одной лишь любовью дело не исчерпывается. Я,например,очень требовательна к себе. Просто не могу себе позволить прийти на урок, основательно к нему не подготовившись. И с этой же требовательностью отношусь к детям, на что имею полное право, так как даю им личный пример.
    - Вы преподаёте литературу. И, как известно, часто именно от учителя зависит любовь или нелюбовь человека к классическим произведениям и к чтению вообще. Как Вы решаете эту задачу?
    - Всё очень просто. Мы практически не обращаемся к учебнику, а работаем непосредственно с текстом произведения. Если речь идёт о стихах, то обязательно требую, чтобы ребята произносили их у доски наизусть с выражением. Нужно тебе для этого музыкальное сопровождение, какие-то слайды — пожалуйста. Главная цель — не просто воспроизводить текст, а делать это так, чтобы слушатели понимали, какую мысль хотят донести до них и автор, и исполнитель. Ведь, на мой взгляд, цель моего предмета — не просто повысить эрудицию, а научиться понимать жизнь, самого себя, окружающих людей. Ставить перед собой самые важные вопросы, отвечать на них, делать осознанный выбор. Именно с этой целью писались все великие произведения. И об этом мы говорим на уроках, когда изучаем Достоевского, Шолохова, Куприна. Их произведения остаются в памяти учеников надолго, в чём я неоднократно сама убеждалась. Однажды нужно было выступить перед своими детьми на последнем звонке и я, не зная, с чего начать, просто сказала: «Ребята, помните «Гранатовый браслет»?» И девчонки все до одной расплакались, а ребята сразу стали серьёзными, нахмурились. Мне стало ясно, что наши увпечённые обсуждения этой повести не прошли даром.
    - Ну а как быть, если в жизни детей возникают сложные ситуации и они обращаются к Вам за помощью?
    - Выслушать, поддержать и помочь. Иного выхода просто нет. Однажды моя ученица в порыве откровенности сказала о том, что её мама уехала в командировку, а ей страшно оставаться дома одной, особенно ночью. Сказала ей: «Собирайся, поживёшь у меня». До сих пор помню запах котлет, которые мы приготовили в тот вечер. Мне кажется, что если ты стал учителем, то должен быть им до конца, не взирая ни на что, иначе зто будет просто ремеслом, а не призванием.
    - А как к зтому относится Ваша семья? Ведь, судя по всему, такая жертвенность лорою бывает ей в ущерб.
    - Иногда случается и так. Но мои родители, супруг, дети понимают, что в ином качестве я просто не смогла бы существовать, за что им бесконечно благодарна. Поэтому у нас не возникает конфликтов, когда приходится подолгу задерживаться на работе, или у меня не получается уделить им время, даже когда я дома. Просто я — учитель, и этим всё сказано.
   

Беседовал А.КАРАГОДИН

Источник: газета "Панорама нашей жизни" 2 июня 2017 г.

Предыдущая    На первую страницу

Рейтинг@Mail.ru