Не перевелись ещё гончары в городе нашем

Не перевелись ещё гончары в городе нашем

Александр Васильевич Моренко

        О том, что в Зеленокумске живёт самый что ни на есть настоящий гончар, мы узнали совершенно случайно. Ездил он на своём стареньком мотоцикле по городским улицам, предлагая купить горшки. Какие? Конечно же, глиняные. Пластмассовых на рынке-пруд пруди. А вот такие поди поищи. И не какие-то старые, от которых пришло время избавиться, а совершенно новенькие, как говорится, только что с пылу-жару. Разной формы, разного размера и назначения.

         Так состоялось наше знакомство с горшечных дел мастером Александром Васильевичем Моренко. Нескольких вопросов хватило для понимания, что имеешь дело не просто с человеком редкого по нашим временам мастерства, но и интересным собеседником, о котором захотелось непременно рассказать. Правда, Александр Васильевич сначала сомневался; мол, не такая уж я выдающаяся личность, чтобы обо мне в газете писать Но в конце концов уступил и согласился на встречу с корреспондентом.
         К дому нашего героя на улице Кашпарова мы подъехали в назначенный день и час. Александр Васильевич как раз эаканчивал изготовление горшка для комнатных цветов, поэтому попросил немного подождать. Зато потом нам была предоставлена редкая возможность увидеть и потрогать руками только что «родившееся» изделие: от него, казалось, исходило некое тепло, а само оно напоминало хорошо размятый пластилин цвета земли Чтобы «дорасти» до того вида, в котором предстанет пред глазом будущего покупателя, ему потребуется пройти довольно непростой путь длиною в несколько зтапов: сушку, нанесение глянца, обжиг.
         Само собой разумеется, что сначала звучит вопрос о том, как и когда был сделан первый шаг к столь необычному промыслу. На него, как, впрочем, и на все остальные, Александр Васильевич отвечал охотно, не ограничиваясь короткими фразами и не скупясь на всякого рода подробности из своей жизни. Позтому общаться с таким интересным собеседником оказалось вдвойне приятно.
         По правде сказать, стать гончаром он не собирался, хотя дядя его был настоящим мастером по этому делу. Да и отец, работавший в колхозе механизатором, тоже хорошие горшки лепил. У Саши планы были совсем другие А тут еще Великая Отечественная внесла в них свои поправки Вот и получилось, что после освобождения нашего района от немецко-фашистских захватчиков его, сына коммуниста-добровольца, погибшего в Севастополе (отец — классный тракторист - имел бронь и спокойно мог бы все военные годы отсидеть, точнее, отработать дома), решили направить в суворовское училище в Орджоникидзе. Поступление туда ему гарантировалось без каких-либо зкзаменов. Но мать, оставшаяся после смерти мужа с тремя детьми, ни за что не эахотела отпускать старшего сына: малышей нужно одеть-обуть да накормить, а на ее трудодни сильното не разгуляешься. Пошла она в райком партии просить,чтобы направили Сашу учиться гончарному ремеслу, которое в те времена в наших краях было довольно распространенным. Так и попал он в гончарный цех артели МОПРа к мастеру Ивану Ржевскому (отчество, к сожалению, Александр Васильевич не помнит). Тот сразу отметип природные способности своего ученика и с готовностью взялся «лепить» из него настоящего горшечника. Через шесть месяцев юноша стал подмастерьем и только спустя два года — мастером. Вот таким длинным был его путь в профессию. Профессию, которая потом даст возможность заработать на покупку собственного жилья, которая выручает и сейчас.
         И если способности «чувствовать» глину передались Александру по отцовскои линии, то по материнской ему достался в «наследство» музыкальный слух: мама хорошо пела, а трое ее братьев играли на различных музыкальных инструментах. Он отдал предпочтение баяну. Сначала заучивал мелодии наизусть, потом сам изучил ноты. Умение играть пригодилось и во аремя службы в армии,где Александр руководил хором, кружком художественной самодеятельности, и после нее, когда работал в Воронцово-Александровском сельском клубе баянистом, а потом и его заведующим. Особенно напряженными быпи вечера, когда по три часа кряду приходилось играть для молодежи на танцах. Зато в этом были и свои плюсы К примеру, именно в кпубе на него впервые обратипа внимание симпатичная и обаятельная Раиса, приехавшая на несколько днеи в Воронцовку из Невинномысска,где работала на строительстве завода бытовой химии. Вскоре случай свёл их вместе в одну компанию, где и состоялось то самое знакомство, что патом соединило молодых людей. Правда,чтобы жениться на своей избраннице, Александру Васильевичу пришлось съездить за ней на стройку, выстоять под натиском уговоров остаться там и упреков, что увозит хорошего работника Жить с женой пришлось не в просторной квартире. которую обещали дать молодоженам от завода, а в небольшой землянке, деньги на приобретение которой помогло собрать гончарное ремесло Зато здесь они были по-настоящему счасгливы создали прочную дружную семью, вырастили детей, со временем выстроили кирпичный дом и просто любили друг друга.
         Играл Александр Васильевич действительно здорово. И хотя баянистов на селе хватало, именно его приглашал народ на свадьбы. Бывало, очередь образовывалась на полтора месяца вперед, а то даже переносили дату свадьбы, если вдруг выяснялось, что именно в этот день баянист занят и не сможет прийти.
         С музыкой было связано появление А.В.Моренко в средней школе №11, куда его, заведующего ДК, пригласили вести уроки пения. Правда, перед тем, как получить «добро» на должность учителя, потребовалось пройти несколько проверок на «прочность», которые с честью были выдержаны. А вскоре в школе даже опытные преподаватели отметили в молодом учителе педагогический дар и настоятельно рекомендовали ему получить высшее образование. Но для начала пришлось окончить вечернюю школу и только потом поступить в Ставропольский пединститут на исторический факультет, выдержав при этом конкурс в десять человек на место.
         Так Александр Васильевич стал учителем истории. Но с любимым ремеслом он не расставался никогда и, если выдавалось свободное время, обязательно использовал его для работы в своей мастерской. Именно в ней и хотелось сфотографировать зеленокумского гончара, но не позволило очень слабое освещение. Большой свет здесь ни к чему, ведь работать требуется в основном руками, а не глазами. Важно чувствовать материал, с которым имеешь дело, и запастись терпением, выполняя сложныи процесс производства из глины. Кстати, мало просто подобрать глину, куда важнее уметь ее перемешать, потому как очень мягкая и очень твердая не подоидет. А еще сушка горшков, нанесение глянца и самое сложное— вложить их в горн, где поддерживается определенная температура: дашь чуть больше огня, и изделие лопнет.
         Вот почему до сих пор так и не нашлось продолжателей у Апександра Васильевича, хстя желающие обучиться гончарному делу были. Приходили, просили взять в ученики. Но они хотели научиться всему быстро, поэтому не выдерживали испытаний временем и уходили. А жаль, ведь Александр Васильевич искренне мечтает передать свое ремесло в надежные руки. Тем более, что в последнее время все чаще встречаются люди, отдающие предпочтение именно глиняным горшкам, а не из пластмассы. Заказы на них есть даже из Пятигорска, Минеральных Вод. Конечно, «тянутся» к таким иэделиям в основном женщины. Причем их больше интересуют не просто цветочные горшки, а более изысканные вазы, кувшины. Одна энакомая, узнав, что в Зеленокумске живет настоящий гончар, захотела сделать заказ на изготовление кувшинв для домашнего фонтанчика. Ее задумка одновременно проста и оригинальна: лежит среди камней кувшин, а из его узкого горлышка течет вода. Можно не сомневаться, что за такую работу гончар воэьмется с особым интересом: он любит разнообразие, ему нравится проявлять творчество.

музей

        Рассказ этот будет неполным, если не упомянуть еще об одной детали. Хранится у Александра Васильевича и Раисы Михайловны старый горшок емкостью семь ведер, которому «от роду» почти сто лет. Оказался он у них случайно: знакомая уезжала жить в другие края и оставила его на память о себе и своем отце, который когда-то в молодости этот горшок сделал своими руками. Какое-то время им пользовались для засолки овощей, сейчас такая емкость великовата, поэтому стоит без дела. Вот и решили супруги «подштукатурить» горшок и передать в городской музей — как-никак вековая реликвия.

Н.ТЕНЯНОВА.

Источник: газета "Панорама нашей жизни" 2004 год

Предыдущая    На первую страницу

Рейтинг@Mail.ru