Листая страницы истории Отказного
Zelenokumsk. http://zelenokumsk2006.narod.ru , Сайт Зеленокумск рулит!

2016 год российского кино.

Листая страницы истории Отказного

 Листая страницы историии Отказного

    На фотографии-молодой киномеханик Алексей Павлович Полянкин. Да и кино, как искусство, тогда только развивалось. В год кино - это повод вспомнить историю кино нашего села, рассказать о человеке, который связал свою жизнь с профессией киномеханика.


     Родился Алексей Павлович в 1927 году в Солдато-Александровском. В 1946-м призван на военную службу. Три года в морфлоте на судне «Тралил» обезвреживал Балтийское море от мин, сброшенных фашистами в годы войны. Сразуже после армии поступил в Батайское училище киномехаников. А в 1962-м приехал в Отказное работать и показывать кино.
     По своей натуре Алексей Павлович был очень талантливым и разносторонним человеком. Так портреты рисовал карандашом, копируя художников-портретистов, пейзажи - маслом! И этот талант к художественному творчеству пригодился ему в его работе: уж очень красочно оформлял киноафиши.
     Он захватил то время, когда не было телевизоров, а было немое кино, а в селе - много неграмотных. Кино крутил вручную, звука тоже не было, шли только титры киномеханик демонстрировал и озвучивал фильм, читая их.Электричества тоже не было, чтобы засветился экран, требовалось запустить генератор. Для этого Алексей Павлович приглашал четырёх крепких ребят крутить его, а те с удовольствием помогали. Наградой за их труд был просмотр картины бесплатно. Возил фильмы и по хуторам.Тогда в селе было четыре клуба, и он их обслуживал. А в период уборки урожая с помощью кинопередвижки показывал фильмы на каждом участке.
     А.П.Полянкин стоял у самых истоков становления нового звукового кино. Фильмы демонстрировались на пленочных носителях, плёнки заправлялись в кинопроектор. И когда кино «заговорило», это называли чудом прогресса. Примитивные кинопроекторы КПТ 7 сменились на более современные с сильным освещением КН13, КН11. Вот где появились большие возможности: изображение стало цветным, да и малый формат картины сменился на широкоформатный.
     К середине 60-х Алексей Павлович показывал фильмы в центре села. Но старый кинотеатр не отапливался, зал вмещал мало зрителей, поэтому когда построили новый ДК, их стали демонстрировать в нём. В штате были киномеханик А.П.Полянкин, кассир Т.П. Кузнецова и контролёр Н.И.Лебедева. Кинокартины показывали каждый день. Билет по тем временам для детей стоил 5 копеек, для взрослых - 20, на двухсерийный фильм — 40 копеек.
     Алексей Павлович был очень разносторонним человеком, как говорили в старину, руки росли, откуда надо. Занимался в духовом оркестре, играл на баритоне. А ещё в нашем селе его знали как незаменимого печника. В каждом новом доме сложенная печь — дело рук Полянкина. Он также занимался выращиванием рассады помидор, перца, даже существовал термин «рассада от Полянкина».
     Но кино увлекало больше всего.И он очень гордился что является киномехаником, несёт культуру кино людям. Алексей Павлович не только любил, свою профессию, он был ей по-настоящему предан. Постоянно повышал свой 'профессиональный уровень: выписывал информационный сборник «Новые фильмы», внедрял новые формы работы. В те годы выпускалось много детских фильмов, интересных и поучительных. Так во время зимних и летних каникул он организовывал детский абонемент: заранее оплачивались билеты, которые вклеивали в красивые отйрытки и раздавали детям. С такими абонементами те приходили в кино.
     Алексей Павлович тесно работал и сбиблиотекой. Практиковал киноконференции по кинокартине «Любовь земная», снятой по книге П.Проскурина «Судьба», и по документальному фильму «Под бурями судьбы жестокой» о жене Пушкина Н.Н.Гончаровой' по книге А.Кузнецовой. После просмотра фильма проходили бурные обсуждения. Точкой встречи оставалось мнение, с которым соглашались все: пожалуй, режиссёр имеет право на свой взгляд, а писатель в литературном произведении отражает свою точку зрения. Расходились зрители с мыслью о том, что любая экранизация вольно или невольно подталкивает к тому, чтобы познакомиться с первоисточником или перечитать его вновь. И стоит отметить, часть зрителей на следующий день направлялась в библиотеку за книгами. Особым успехом у селян пользовались индийские мелодрамы. На их показ односельчане шли семьями, и киномеханик всегда перевыполнял кассовый сбор.
     На заслуженный отдых А.П.Полянкин вышел в 66 лет. С 1993 г. киномехаником работал В.Г.Торопилкин. Но с конца 90-х прокат финансировался всё меньше и меньше,ив 2000-ом фильмы в нашемселе показывать перестали.Походы в кино заменили телесериалы и видеокассеты, всё чаще для просмотра стали использовать компьютеры и домашние кинотеатры. А в последнее время иногда практикуется показ нового кино в формате ЗД.

Е.Филатова, заведующая библиотекой с.Отказного
(материал подготовлен
с использованием воспоминаний Е.П.Полянкина сына киномеханика,
Р.И.Торопилкиной)

Источник: газета "ПАНОРАМА НАШЕЙ ЖИЗНИ" 2 августа 2016 год

Предыдущая    На первую страницу

Рейтинг@Mail.ru