Он и сегодня - учитель учителей

Послесловие к юбилею

Он и сегодня - учитель учителей

И.Шейнзон. Фото Ф.Колосова.

И.Д.Шейнзон
Фото Ф.Колосова

КОГДА-ТО в средней школе № 3 девочки-девятиклассницы решили организовать летом бригаду свинарок. Может быть. чтобы доказать своим мальчишкам-одноклассникам, которые работали механизаторами. что мы, мол, тоже кое-что значим. И директор школы Иосиф Давыдович Шейнзон, и классный руководитель инициативу поддержали, вышли на райком комсомола, на руководство тогда еще «Свинопрома» и организовали звено. Почти каждый день дирсктор школы справлялся об этих девочках, бывал там. Столько внимания. заботы чувствовали дети. Среди них тогда была и я.
         Когда произошла наша встреча с Иосифом Давыдовичем спустя десять лет, носле первых же приветственных фраз он улыбнулся и сказал:
         — А помнишь, как ты на «Свинопроме» порезала руку?
         — И вы помните?! — вырвалось -у меня.

         Я была поражена. Около 35 лет работал Иосиф Давыдовыч в школе, выпустил столько учеников и помнит такуго мелочь! Тогда он уже вечером был у меня дома, чтобы справиться о том, как чувствует себя юная свинарка, получившая производственную травму.
         Буквально два дня назад И.Д.Шейнзону исполнилось 70 лет. У него 54 года трудового стажа, из них 44 преподавательского, и сорок лет он возглавлял коллектив средней школы №3.

         САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ жизпь началась у него с войной.Семья жила на Украине, в Каменецк-Подольске: отец — адвокат, мать — домохозяйка и старший брат. Когда фронт стал приближаться к их городку, пришлось поспешно эвакуироваться с другими детьми и учителями в эшелоне, который попал под бомбежку. Часть детей вернулась домой, группа же, в которой был Иосиф Давыдович пошла пешком на восток. Дома осталась лишь больная мать. Её расстреляли. Но тогда юноша об этом ещё ничего не знал.
         Сейчас родитсли с неохотой отпускают своих детсй учиться после девятого класса, боятся за них: мол, несамостоятельные ещё, пропадут. А Иосифа Давыдовича жизнь выбросила из дома именно в зтом возрасте. Когда они дошли пешком до Днепра, старших забрали в армию, а остальных— в колхоз. Но линия фронта приближалась, и приходилось уходить дальше. Когда в мае 42-го года под Харьковом шло наступление немцев, он попал в окружение. С группой солдат и офицеров пытались выйти из него: шли лишь под покровом ночи, а днем мальчика посылали выпрашивать еду. Невысокого роста, он казался младше своих лет. Может, это его и спасало от подозрений. И все же раз, когда он шел уже к своим с запасом воды в бутылках. его заметил румынский солдат:
         — Да он шпион!
         Мальчик стремглав бросился наутек...
         Самое яркое воспоминание из детства — это когда Иосиф спас человека. Как попал он в реку - никто не понял. Услышали только крики: «тонут, тонут!» Первая реакция — всегда расстерянность. и все, в том числе и взрослые. застыли. А Иосиф Давыдович, тогда двенадцатилетний мальчишка, кинулся в воду не раздумывая над тем, что и старше был тонущий, и крупнее его, мог запросто потянуть на дно вместе с собой. Когда наш герой доплыл до него, тот был уже без сознания. Может, это и выручило их обоих. Лавры тогда достались Иосифу Давыдовичу: его наградили гитарой и в школе он стал героем. Менее повезло в тот момент спасенному: как только он пришел в себя, мать «отходила» его как следует лозиной. Но в этот раз судьба дала шанс самому спасителю. И он им воспользовался умело.
         В семнадцать лет Иосиф Давыдович добровольцем пошел в армию. Был на Первом Украинском фронте, в Польше, Австрии, Германии. Победу встретил в Дрездене уже в звании сержанта-артеллериста.
         Как будто к истории прикасаешься, когда держишь в руках потрёпанную от времени, но дорогую грамоту "Приказом Верховного главнокомандующего маршала Советского Союза товарища Сталина от 8 мая 1945 года № 366 за овладение городом Дрезден всему личному составу нашего соединения, в том числе и Вам. принимавшему участие в боях, за отличные боевые действия объявлена благодарность". Кроме неё, на пиджаке Иосифа Давыдовича красуются Орден Отечественной войны, медаль "За освобождение Праги" и другие.
     - Интересуюсь: А как вы отмечали победу?
     Он лукаво улыбается, а потом признаётся:
     -Не помню. Сели в кружок, достали трофейный шнапс, выпили и больше ничего не помню.- И как-бы оправдывает себя:-мальчишка, двадцати ещё не было. Да и случилось это всего раз в жизни.
     Сразу после войны демобилизоваться из армии не пришлось, а вернее не дали такой возможности. Это сейчас есть приказ о "дембеле"- будьте добры. А тогда вызвал политрук, поговорил о задачах партии, и остался сержант добровольно-принудительно, хоть и было желание учиться дальше - война застала его учеником девятого класса.
     По выходным, когда все уходили отдыхать, открывал Иосиф Довыдовыч учебники.Тогда, сразу после войны, с ними была проблема и двадцатилетний "десятиклассник" математику осваивал, например, на немецком языке. В городе Славутич сдал офицер-ученик экстернатом экзамены за курс средней школы и получил отличный аттестат (лишь с одной "четвёркой"). С ним и поступил без экзаменов в МГУ на механико-математический факультет. Нужно сказать, что в армии, заметив его способности, назначили Иосифа Давыдовича начальником вычислительной команды артиллерии. С учетом направления ветра, других факторов нужно было вычислять, какой прицел поставить, причем не одной пушки, а нескольких. Однажды после передачи вычислений к Шейнзону ворвался разъярённый генерал-лейтенант:
         -Кто вычислял?
         Все замерли. Оказалось, орудия палили не в заданную цель, а в стог сена, который не замедлил вспыхнуть, наделав переполоху.
         Иосиф Давыдовыч взял огонь на себя:мол я. Тот - своему подчинённому:
         - Проверь.
         Вряд ли этот проверяющий помнил, как надо вычислять прицел, но, посмотрев на таблицы и формулы, важно доложил:
         -Всё в порядке.
         -Так Вы ошиблись?- прервав Иосифа Давыдовыча, выдохнула я вопрос.
         В глазах рассказчика загораются весёлые искорки: - Метеосводка неправильной была.

         ЛИШЬ спустя шесть лет после войны демобилизовался он из армии, а за год до окончания её - нашёл по письмам своего отца, которого судьба забросила в Зеленокумск, где он и работал юристом. Поэтому вопрос, куда ехать, перед юношей не стоял. Прибыл к отцу и стал работать учителем. Новая запись в трудовой книжке Шейнзона появилась спустя четыре года - директор СШ № 3. Говорят, это был самый молодой и самый обаятелбный директор (тогда ему не исполнилось и тридцати).
     В.Н.Мудрецова, сейчас сама учитель истории в СШ № 3, а тогда его ученица, рассказывает:
     -Я приехала сюда уже в 10 класс. Иосиф Давыдовмч вёл у нас шесть предметов: алгебру, геометрию, тригонометрию,астрономию, черчение и физику. Когда он успевал подготовиться по всем,-трудно сказать. Сам всегда был ответить на любой вопрос, но и от нас требовал того же. "Не надоиводу лить. Давай конкретно",- это его коронное выражение, которое не оставляло никаких шансов "выкрутиться".
     Мы его любили и побаивались за сдержанность и строгость, за умение растолковать и потребовать потом. Он был для нас образцом во всём, даже во внешнем виде - всегда безупречном, а носил тогда короткую модную стрижку и выглядел очень молодо.

     НАВЕРНОЕ, таким и увидела его тогда Тоня, а нынче жена, мать детей, спутница жизни Антонина Петровна.
     Вечерняя школа тогда была делом серьёзным. Туда шли те, кто действительно хотел учиться: демобилизованные из армии, и не имевшие возможность оплатить обучение в старших классах (тогда вели ллату и довольно приличную). Антонина Петровна относилась ко второй категории учащихся: отец - инвалид, и сумма за дальнейшее обучение дочери была для него непосильной. Пришлось идти работать, а по вечерам садиться за парту. Иосиф Давыдович преподавал у неё математику и физику.
     Те, кто знает давно эту семью, утверждают, что не заметить Тоню было нельзя: "она просто красавица". Я нарочно не говорю в прошедшем времени. Потому что и сегодня она остаётся такой. А кто помнит её тогда, рассказывают, что она такая стройная, с ясными голубыми глазами и великолепными косами буквально поражала.Хотя сама Антонина Петровна утверждает, что учитель "путал её" с некой Ритой, у которой были "такие же косы". Как знать. Поди теперь проверь. Может, это была просто уловка влюблённого учителя, а может, за наукой и действительноон сразу не заметил свою будущую жену. Но тем не менее, она ею стала,Так и родилась новая семья - из учителя и его ученицы.
     ПОЧЕМУ-ТО стало расхожим мнение, что у педагогов неблагополучные дети: мол, других учат, а своих упускают. На примере семьи Иосифа Давыдовича, где выросли две дочери, можно напрочь это опровергнуть. Сказать, что похожи они на отца, - будет не точным. Хотя внешне они напоминают его да и способности - математические. Но косы, доставшиеся от матери!.. Иосиф Давыдович и Антонина Петровна, когда показывают фотографии из семейного альбома, называют дочерей наши девочки. На самом деле они закончили институты, имеют детей. У Иосифа Давыдовыча двое внуков и внучка.
     Говорят, что деды больше любят внуков, чем детей. Это, мол, любовь более осознаная, зрелая, более нежная. Может быть, так. Иосиф Давыдовыч гордится ими, говорит, что они очень индивидуальны и тоже имеют математический склад ума.
     Учителя-коллеги восхищаются своим бывшим директором и как человеком, и как отцом, и как семьянином.Он во всех отношениях самый-самый!
     В.И.Божко рассказывал, что во времена отопления школы углём никто не хотел идти работать истопником.Приходилось брать случайных людей. Однажды сообщили, что кочегар в непотребном виде спит на рабочем месте.Зима в тот год была холодная, и система могла разморозиться напрочь.
     - Я помчался туда. Смотрю: истопник лежит замертво, а директор лопатой бросает уголь в топку. Стал рядом, и так мы натопили в тот раз школу.
     Лучшей в районе была и ученическая бригада. Наверное, потому, что рядом с детьми был директор: и на полях и на кульстане.
     - Раз лежим ночью, - вспоминает Иосиф Давыдовыч. - Духота страшная.Ещё и комары жгут. Вижу, что и детям не спится. Говорю: у меня на тумбочке крем "Тайга" от комаров. Возьмите, намажтесь. Те тут же исполнили ЦУ. Ну что, - спрашиваю отпугнули комаров? Да нет, говорят, всё равно кусаются. Так всю ночь и промучались. А утром встали - все в зубной пасте. Оказалось, тюбики перепутали. Долго потом вспоминали этот случай.
     УЧИТЕЛЬНИЦА З.П.Шевченко говорила о том, что Иосиф Давыдовыч не мог отдыхать:
     -Если мне не изменяет память, он никогда не ездил в санаторий и лишь несколько раз был в Доме отдыха. Приезжает - сразу собирает педсовет и начинает: я читал в журнале то-то и то-то, думал над этим. Надо и нам ввести. Я уже сделал (буть то какие-то карточки или наглядные пособия, или новый вид конспектирования). Эффект такой-то. Сделайте и вы. То есть, учил на своём примере, на своём опыте. Он - Учитель учителей!
     Нынешний директор школы В.С.Радченко тоже особовыделяет эту черту: - перед тем, как идти на урок к кому-либо из учителей по предмету, которого не знаю, я готовлюсь к нему. Если это физика - обращаюсь к Шейнзону. Я - гуманитарий, но он так может растолковать, что белых пятен не остается. Это - его величайший опыт и необыкновенный ум.

     ...КОГДА я в субботу пришла к Иосифу ДАвыдовычу домой, он собирался в библиотеку.Разговорились "за жизнь" и он поделился:
     Меня больше всего беспокоит, что у детей пропадает тяга к знаниям. Исчезает престиж образования. Те, у кого материальное положение слабое, готовятся к поступлению в военные училища, чтобы быть на государственном обеспечении. Очень немногие учатся серьезно и углубленно - хотят быть, например, юристами. Нынче это - самая высокооплачиваемая работа. Поступать в технические вузы сейчас желающих почти нет. А если у нас не будет инженеров - значит, не будет будущего. Менеджеры, предприниматели далеко страну не поведут. Вы представляете: я постоянно читаю в библиотеке журнал "Юный техник". Спрашиваю у библиотекаря: "А кто ещё берёт его?" И оказалось , никто!
     Однако есть в школе факультатив "Углубленное изучение физики", который ведёт Иосиф Давыдовыч. Значит, не совсем ещё пропал интерес к точным наукам. А это вселяет надежду.
     Директор Валентина Степановна говорит:
     - Я молю бога дать Иосифу Давыдовычу здоровья. Он - уникальный человек с блестящим умом.
     А Зоя Петровна как бы продолжила мысль, сказав такую фразу:
     - Дети гордятся тем, что учатся у Шейнзона.

Н.Печорина.

Источник: газета "Панорама нашей жизни" 9 ноября 1995 г

Предыдущая    На первую страницу

Рейтинг@Mail.ru