Ирина Индиенко

Ирина Индиенко

Родилась в 1963 году в Зеленокумске.
С 1980 по 1984г.г. – учёба в Ставропольском художественном училище.
С 1986 по 1992г.г. – Красноярский художественный институт.
Работы в технике масляной живописи.
Выставки: краевая в Красноярске.

Источник: Картинная галерея "Старт"
Картины Ирины Индиенко


Впечатления Lottass от выставки Ирины Индиенко в Доме Алябьева


«Лоскутный кот»

автор Ирина Индиенко

     Европейский «пэчворк» и американский «квилт» в России уже давно и хорошо известны. К тому же, и в наших станицах во многих домах до сих пор сохранились знаменитые «лоскутные» одеяла. А вот живопись Ирины Индиенко, выполненную в похожей технике и представленную в Доме Алябьева Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова, можно увидеть впервые. Художница из Зеленокумска создает настоящие шедевры лоскутно-живописного творчества. Сегодня поговорим о ее необыкновенной выставке под убаюкивающе-домашним названием — «Лоскутный кот».
     В бывшей казачьей станице Воронцово-Александровской, а ныне Зеленокумске живут простые люди. Эти труженики ловят рыбу, выращивают хлеб, рожают детей и помнят еще, как их бабушки длинными зимними вечерами, нацепив на нос очки, проворно орудуя иголкой, творили из маленьких лоскутков настоящее чудо — по-летнему яркое и по-цыгански цветастое. Одни цветные лоскутки пришивались сверху, другие проступали в разрезе очередного слоя ткани. Стежки были настолько малы, что невооруженным глазом практически не были видны. Было в этом действе что-то завораживающее, и невозможно было оторвать взгляд от бабушкиных рук. А рядом, на венском стуле с вязанным ковриком свернувшись калачиком, спал кот. Из кухни пахло сдобой, и мир вокруг казался добрым и ласковым, как бабушкин взгляд. Вокруг — покой, несуетность и очарование.
     Когда-то лоскутные одеяла и коврики украшали каждый казачий дом. Но или ткань так недолговечна, или мы перестали ценить нехитрое творчество наших бабушек, исчезают потихоньку из нашей жизни эти согревающие души вещицы. Кто знает, сколько веков назад перенесли казаки в свой быт эти незамысловатые орнаменты, которые напоминают нам то ли древнерусские фрески, то ли среднеазиатскую вязь — неизвестно. Да и значение рисунков до сих пор остается для нас тайной. Явно, что в каждом орнаменте был заложен или обережный, или сакральный смысл, известный только самой мастерице. Есть и у других народов такой же вид домашнего творчества, что лишний раз подтверждает, что все мы братья. И именно эту глубинную память, которую мы постепенно утрачиваем, пока сохраняет в своей уникальной живописи зеленокумская художница Ирина Индиенко.
автор Ирина Индиенко      Несмотря на всю простоту сюжетов, картины Ирины точны по замыслу, затрагивают нежные струны нашей души и умелой рукой возвращают нас в прошлое. Печальны и светлы чувства, пробуждаемые этими картинами. Хочется долго и неспешно их разглядывать. Постепенно наплывает ощущение, что где-то я уже видела такое чудо. Может, художница возвращает меня в детство? А может, все это было в моем сне?
     В сиреневых сумерках еле вырисовываются девичьи силуэты. Мир как бы застыл внутри картины. Лес имеет свой лик — одушевленный и мудрый...
     На прозрачно-сиреневую «Весну» ушли долгие годы кропотливой работы. Начала ее Ирина еще будучи студенткой Красноярского института искусств. Как рассказывает сама Ирина, когда она, человек южный, впервые забрела в белую березовую рощу, ее в буквальном смысле просто оглушило. Не помня себя и времени, стояла она перед сказочным лесом обездвиженная. Перед ее взором вереницей тянулись березы, березы, березы... Закружили ее в небывалом вихре. И затем, много лет спустя, вылились в проникновенную композицию. Но сначала было время долгих поисков. Не один холст сменила художница, пока не остановилась на последнем варианте. Пожалуй, это единственная длинная история. Чаще с картинами Ирины бывает наоборот. Работы появляются как бы случайно, как, например, «Автопортрет» — написался очень быстро. Ирина живет в небольшом, даже по нашим меркам, провинциальном городе, вдали от суеты. В таких городах, где практически нет возможности для общения, художники ведут замкнутый образ жизни. И в жизни Ирины тоже не происходит никаких ярких событий. Может быть, поэтому ее работы так насыщенны цветом. Уникальность ее искусства еще и в том, что при всей схожести сюжетов у нее не существует похожих вещей. Повторяются разве что некоторые детали. Из картины в картину кочуют простые старухи, на лицах которых отобразился весь 20 век, их любимые коты, колченогие стулья, деревенские коврики — все это бережно хранит память художницы. Она «плетет» свой вымышленный мир, который рождается у нее спонтанно. На изготовление каждой ее картины, которые можно назвать живописным «шитьем» в технике многослойной аппликации, уходит совсем немного времени.
     — Где-то я увидела коврик, мне понравилось. Потом еще. Это же все случайно получается...
     Ирина не фиксирует реальность, а иронично смотрит на все происходящее. Художница воспринимает мир не в целом, а фрагментарно, так что ее картины напоминают лоскутное одеяло. Так же называется одна из ее работ — «Лоскуты». На других «лоскутках» можно увидеть вырванные из истории мирового искусства знаменитые Ван Гоговские стулья. А кто-то подумает, что где-то уже видел эти тыквы...
     — Имеющий глаза может многое для себя увидеть на этой выставке, — говорит известный в городе галерист и идейный вдохновитель нынешнего проекта Семен Караковский. — А быть может, даже совсем по-иному взглянуть на нашу жизнь и сделать непростые для себя выводы...
Наряду с яркими работами резким контрастом расположилось недавнее увлечение Ирины Индиенко — графика.
     — Я очень люблю карандаш, — говорит художница. — Казалось бы, что может быть проще... А с другой стороны, что-то в последнее время я не видела, чтобы кто-то брал в руки карандаш. А мне это очень нравится. Техника простая, но у нее так много возможностей.
     Спрашиваю у своей собеседницы:
     — Может, потому карандаш редко берут в руки, что здесь художник как на ладони? Здесь уже ни цветом, ни сюжетом не приукрасишь...
     — Почему же, здесь можно тоном затушевать, везде можно найти уловки...
     Графикой Ирина стала заниматься, как она сама говорит, тоже «случайно», просто сидела, и что-то стало вырисовываться. Тогда она и подумала, почему бы не попробовать...
     В отличие от живописи, рисунки Ирины Индиенко выглядят более строгими по композиции и более цельными. Тем не менее, и здесь автор свободна в своих фантазиях.
     Искусство Ирины Индиенко не ориентировано на продажу. Вещи на продажу гораздо примитивнее. Поэтому ее «лоскутная живопись» обязательно найдет своего ценителя. Будем надеяться, что художница продолжит идти по избранному пути — упорно и твердо от выставки к выставке и ее уникальное искусство не исчезнет, как исчезают куда-то бабушкины лоскутные одеяла.

Ольга Мартынова, наш корр.
На снимках: работы Ирины Индиенко в стиле «лоскутного шитья».
Фото Александра Мелик-Тангиева.

Источник:      ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ГАЗЕТЫ ПЯТИГОРСКАЯ ПРАВДА (2007.05.15)

Предыдущая    На первую страницу

Рейтинг@Mail.ru



Hosted by uCoz