Лоскутный мир Индии |
Мужество… Помимо таких характеристик, как стойкость, доблесть и отвага, это слово означает еще и духовную крепость, огромное терпение и постоянство. В этом очерке речь пойдет о маленькой хрупкой женщине с тихим, едва слышным голосом, чья крепость духа намного превосходит крепость ее телесной оболочки. Это самобытная зеленокумская художница Ирина Индиенко Однокурсники называли ее Индией. Возможно, натолкнула их на это прозвище фамилия Ирины — довольно редкая и красивая. Но что-то есть и в ней самой, вызывающее ассоциации с далекой, овеянной легендами страной, где джунгли соседствуют с неприступными горами, в роскошных храмах обитают многорукие богини, а щиколотки женских ног охватывает множество браслетов-колокольцев. Там в прудах цветет белоснежный лотос, по улицам вышагивают добродушные слоны и зазывают на площадях прохожих фокусники и маги. |
Место, где родилась Ирина, совершенно непохоже на эту страну грез и
приключений, которую, возможно, она когда-нибудь навестит. На ее родине
выжженные солнцем степи простираются до самого горизонта, заполняя
взгляд унылой скудостью пыльных трав и выцветшего белесого неба.
Зеленокумск — небольшой городок, затерявшийся в бескрайних
ставропольских степях. Здесь находится дом Ирины, здесь в тишине и
уединении проходит ее жизнь. |
Откуда в Ирине тяга к карандашу появилась, мать не упомнит, хоть и огорчается, что не уследила и не пресекла вовремя дочкиного увлечения. Зато обрадовались в Зеленокумской художественной школе, когда обнаружили у девочки явные способности к рисованию. Ирина и сейчас дружит с супругами Александром и Людмилой Самуйловыми, которые первыми помогли ей прикоснуться к миру кистей, красок и ощущения огромного, безмерного счастья, когда из штрихов, линий и вроде бы бесформенных пятен рождается чудо. И сотворено это чудо собственными руками. Ирине нравилось учиться. Окончив школу, она поступила в Ставропольское художественное училище, где познакомилась с замечательным педагогом Ольгой Николаевной Калинской, которая многому ее научила, многое дала. Через четыре года вслед за подругой Ирина уехала в Сибирь, в Красноярский художественный институт. |
Этот период жизни Ирины, эти восемь лет «сибирской ссылки» были самыми
счастливыми. Ей больше нигде и никогда не жилось так радостно и светло,
как в Красноярске. Большой трудолюбивый город, заполненный прямодушными
доброжелательными людьми. Общежитие с неприхотливым студенческим бытом,
друзья, общие интересы и увлечения, жаркие споры об искусстве и смысле
жизни. Это была молодость — веселая, беззаботная, уверенная в
счастливом и благополучном будущем. |
Потом… все кончилось. Затосковала постаревшая мать, которую стали
одолевать болезни и одиночество. Ирина вернулась в Зеленокумск — город
бескрайних степей и по-казачьи лихих ветров. Их маленький дом
заполнился холстами и красками, яркими домоткаными половичками и
кувшинами с букетами из сухих цветов. |
«Живопись — это огромный и нелегкий труд. Художники часами стоят у
мольберта и вкалывают. У них даже нет собственной музы, потому что
раньше живопись считалась ремеслом, а не искусством. И мольберт
назывался станком», — пыталась возражать Ирина особо ретивым критикам.
Потом от всех этих разговоров и взглядов закрылась, отстранилась,
потухла. |
Сама Ирина давным-давно научилась справляться с грустью. Есть музыка —
вечная, мудрая, животворящая. Есть стихи Пушкина, Цветаевой, Окуджавы.
А еще в мире существует японская поэзия — танка и хоку. Лаконичные
изящные фразы, внешне, вроде бы, и не связанные между собой, но такие
емкие, полные глубочайшего смысла и красоты. Можно не знать, не
принимать японскую культуру, но не поддаться очарованию и совершенству
японской поэзии невозможно. Наверное, под ее влиянием появился на свет
«Натюрморт с драпировкой». |
Чего Ирина не любит, так это кашеварить, кастрюли и поварешки вызывают
у нее скуку. Поэтому, как всякий творческий человек, она и на кухне
предпочитает экспериментировать. Однажды вычитала в немецкой кулинарной
книге рецепт булочек с чесноком и свеклой. Удивилась странному
сочетанию продуктов, попробовала испечь, и, как ни странно, булочки
получились отменные. Но чаще ей приходится результаты подобных
экспериментов либо «оценивать» самой, либо потчевать ими всю окрестную
живность. При этом хвостатая братия ее творчество воспринимает вполне
благосклонно. |
Ирина не придумывает сюжеты своих картин, она просто отображает
окружающую ее жизнь. Сухоцветы в глиняных кувшинах, мягкие изломы
смятой ткани, скрипучая, шагнувшая из старых сказок прялка, рассыпанные
по столу груши — все так обыденно и просто и одновременно удивительно
поэтично. Ее работы отличаются нарочитой декоративностью и
плоскостностью изображения. Краски чуть приглушены, размыты, но
пропитаны таким ярким светом, такой жизнью, что вбирают, втягивают в
себя взгляд. Ирина очень тонко чувствует игру света и тени, ее
графические натюрморты поражают своей эстетикой, прозрачностью и
чистотой линий, ошеломляющей вибрацией воздуха. Ее натюрморты классичны
и хороши — ясностью композиции, изысканностью исполнения, врожденным,
интуитивным чувством вкуса и меры. |
Вторая любимая тема художницы — кошки. Как, оказывается, эти грациозные
красивые животные умеют позировать! Вытянув мягкие когтистые лапки,
свернувшись клубочком или выгнув изящные спинки и распушив хвосты, они
глядят с ее картин умными, все понимающими глазами. Эти совершенные
создания природы снисходительны к людским слабостям, они позволяют
содержать, любить и холить себя, а взамен дарят тепло, уют, спасение от
одиночества и неназойливую привязанность к хозяину. Ее роскошный «Белый
кот» красив какой-то космической интеллектуальной красотой;
разноцветный лоскутный «Кот-птицелов» — сплошное лукавство и озорство.
Художница пишет свое любимое усато-полосатое племя весело, легко, не
скрывая искреннего восхищения. |
Трудно передать словами мироощущение художника. С одной стороны, это
пристальный и добрый взгляд на повседневную жизнь, умение поэтизировать
ее детали, какие-то очень простые бытовые вещи. С другой стороны, некая
отстраненность, взгляд с высоты птичьего полета, философское осознание
бренности этого вечного и удивительного мира красоты. Именно такие
мысли появляются при созерцании картины Ирины Индиенко «Озеро» —
опрокинутое пространство в сиреневато-розовой дымке, прозрачные
прямоугольники деревьев, небольшие озерки с отраженными в воде
облаками, безмятежно пасущееся стадо по берегам. |
Удивительна доброта этого человека, то радостное, мудрое восприятие
жизни, которое вопреки всем обстоятельствам живет во всех ее картинах и
рисунках. Ирина Индиенко — инвалид с детства, каждый шаг дается ей
трудом и болью. «Иногда мне хочется подскочить вслед за другими,
побежать вдогонку за ветром. Побежать легко, быстро, едва касаясь
земли», — грустно вздыхает Ирина. И не позволяет себя жалеть. |
Говорят, что человек проживает несколько жизней, и в его подсознании
сохраняются воспоминания о прошлом. По своим отчетливым, очень
подробным и ярким снам Ирина абсолютно уверена, что когда-то жила в
Древней Греции, а через несколько веков возродилась в Голландии или
Дании. Возможно, поэтому любимым художником Ирины стал голландец Ян
Вермер Делфтский, не оцененный современниками в XVII веке и
пользующийся почтением нынешних импрессионистов. Не имея возможности
путешествовать самой, Ирина очень радуется тому, что в путешествие
отправились ее картины, их можно увидеть в частных коллекциях в
Америке, Англии, Германии, Израиле. |
За четырнадцать лет жизни в Зеленокумске Ирина Индиенко привыкла к
затворничеству, безропотно и смиренно приняла свое уединение. Конечно,
ей хочется простора, иного масштаба, иного ритма существования. Она
часто вспоминает Красноярск, где была молода, счастлива и полна надежд.
Только не входят дважды в одну и ту же воду. Вспоминается и
Санкт-Петербург, который, в отличие от базарно-вокзальной Москвы,
восхитил ее монументальной торжественностью красоты. Как жаль, что
Ирине не осилить его промозглого слякотного климата. Этим летом в
Пятигорске в знаменитом музее Михаила Лермонтова, состоялась выставка
ее работ. Люди рассматривали картины и рисунки, подходили к ней с
комплиментами, журналисты просили интервью. Индиенко терялась от
внимания, смущалась, но была счастлива. Оказалось, что ее коты, ее
домотканые коврики, прозрачные леса и милые сердцу бабушки нравятся не
только ей. |
Хорошо ей в Пятигорске, комфортно. Остаться бы навсегда в его
говорливой сутолоке и блеске многочисленных кафе, в канделябровом
цветении каштанов и ослепительном ночном свечении красавицы телевышки.
Хорошо бы! Подумает Ирина так, улыбнется, но тут же затревожится,
заволнуется ее сердце. Да и как иначе, если за сотни километров от
Пятигорска поглядывает на замершие стрелки часов старушка,
прислушивается к скрипу калитки, вздыхает ворчливо.
|
|