Газета "Панорама нашей жизни".8 августа 1992 годаСвоя особая реальность   МЫ писали о том, что в конце прошлого года в одной из городских библиотек состоялась встреча ставропольских писателей - фантастов Е.В.Панаско и В.Д.Звягинцева с членами зеленокумского клуба любителей фантастики "Тёмное пламя". И совсем недавно эти же писатели снова приехали в наш город, чтобы поделиться творческими планами, ответить на вопросы и принять благосклонные пожелания читателей. Правда, на этот раз у них было всего два благодарных слушателя: я сам и председатель нашего местного фэн - клуба Ф.Колосов.  - Василий Дмитриевич, я, знаете, как - то больше привык к тому, что писатель - он сидит в кабинете и пишет, пишет...Примеров тому можно прмвести множество: от Толстого до Солженицына. Конечно, это примеры наиболее яркие, но, тем не менее, основной принцип - писатель пишет, а читатель читает - остаётся ещё с прошлого века неизменным. А вы как-то не подходите к выстроенному общественным мнением стереотипу. Такое впечатление, что литературная деятельность для вас - занятие в какой-то мер е второстепенное. Или это не так?  -Вообще-то, я себя писателем не считаю.Как так получилось, сейчас расскажу. Писать я начал ещё в молодости, в шестидесятых годах. Но стать профессионалом, войти в какой -нибудь творческий союз - мне это тогда и в голову не приходило. Я прекрасно понимал, что мои рассказы и повести никогда не опубликуют. Дело в том, что в те времена существовал своего рода запрет на фантастику. Произведения такого плана печатались лишь в нескольких центральных издательствах, где проходили строжайшую проверку на партийность, идеологическую выдержанность, классовость. Печатали только то, что было нужно... кому, сами понимаете. Да и к тому же текст книги часто сокращали, вырезали главы, отдельные места.К примеру из "Космической одиссеи..." Кларка (это произведение опубликовано во всём мире)не постеснялись выкинуть всю третью часть, посчитав, что народу это не нужно. Куда уж там мне было соваться, со мной бы, наверное, и разговаривать не стали. Поэтом у свои рассказы я писал, как говорится, в стол, без всякой надежды на публикацию. Да, кроме того, писал не только чистую фантастику. У меня, к примеру, были вещи о распаде страны. Просто тогда мне казалось, что моя жизнь, по крайней мере до пенсии, определена. Мне не нужно было задумываться о завтрашнем дне, как я это делаю сейчас, он был уже полностью просчитан и нечего нового не предвиделось. Только на бумаге можно было что-то изменить, придумать нечто неадекватное советской действительности. А что в этом случае может быть лучше фантастики? Так просто веселее жить.  - Ясно. Но, как вы сказали, писательство - не основное ваше занятие. Чем же вы сейчас зарабатываете деньги?   - Я вместе с Евгением Викторовичем Панаско являюсь учредителем издательства "Кавказская библиотека". Возможно, вы встречались с брошюрой "Наука быть вдвоём", сборником фантастики "Украсть у времени". Это книги нашего издательства. Это одна из сторон моей деятельности.  КОГДА-ТО, в конце шестидесятых годов, в Зеленокумске появились первые хиппи. Чтобы уйти от скуки жизни, они безголосо распевали что-то из "битлов", разбавляя их своими песнями. А Звягинцев в ту пору уже сочинял рассказы, развивал придуманные на ходу короткие сюжетные штрихи, лепил всё новые и новые подробности, гонял своих героев по полигону воображения, устраивал им подвиги, приключения, засады и погони пришельцев. В пресной окружающей действительности не было мощных мотоциклов, белых джинсов, винтовок М-16, длинных, как поезд, автомобилей, журналов "Тайм" с надписью на обложке "Вот, наконец, русские и пришли!" А в его сотворённой фантазией жизни этого хватало с избытком. И он сумел реализовать себя, заставил других поверить в перелепленный по своему подобию мир. |