Дата
Рождённый как подарок городу
35 лет назад в Зеленокумске произошло знаменательное событие, значение которого трудно переценить до сих пор: начал работать краеведческий музей. Его открытие было приурочено к празднованию 200-летия города и стало итогом огромной работы многих людей — патриотов своей малой родины. Принято считать, что идея создания музея принадлежала тогдашнему руководителю района — первому секретарю РК КПСС Г.С.Хуртаеву. Действительно, музей был его реализованной мечтой и любимым детищем, которое он опекал и поддерживал на протяжении всех лет своей работы. Многочисленные делегации, интересных людей, приезжавших в район, он первым делом приводил сюда на экскурсии. Музеем гордились как главной достопримечательностью города и района, заботились о пополнении коллекций и поддержании здесь комфортных условий для посетителей и сотрудников.
Однако говоря о создании музея, как культурного и исторического центра, было бы большой ошибкой не отметить огромную роль тех, кто отдал ему много сил и таланта. Тех, кто наполнял его интересными экспонатами, документами. Кто положил начало созданию обширных фондов, которыми мы с благодарностью пользуемся до сих пор. Их было много — энтузиастов, краеведов, влюблённых в свой родной город, его историю. В те советские годы, когда все упоминания о старом режиме были практически под запретом, погружение в историю села Воронцово-Александровского давало возможность прикоснуться к памяти своих предков. У кого-то они были простыми крестьянами, кузнецами и горшечниками, а у кого-то - казаками, служившими в царской армии, купцами, лавочниками, священнослужителями. Создание музея давало возможность отдать дань памяти всем им, независимо от сословий. Поэтому так искренне откликнулись люди на призыв горисполкома и оргкомитета музея собирать и передавать сюда интересные документы, предметы старины, фотографии. Жители города начали разбирать старые семейные архивы, вытаскивали с чердаков и из подвалов дедовские вещи и совершенно безвозмездно несли их в музей, не задумываясь о вознаграждении. Следует вспомнить и о том, как делились своими коллекциями школьные музеи, накопившие за годы работы немало интересных экспонатов, собранных и оформленных руками учеников и преподавателей. Помянуть добрым словом тех, кто задолго до официального открытия городского музея по крупицам собирал информацию об истории нашего города, писал в архивы, делал запросы в различные историко-литературные хранилища. Это были и председатель горисполкома В.Г.Фомин, и ветеран войны В.М.Таранов и многие другие.
Сегодня, возвращаясь на 35 лет назад, хбтелось бы не просто вспомнить, как было положено начало музею в Зеленокумске, но и абсолютно точно восстановить ход тех, теперь уже исторических событий. В этом нам поможет музейный фонд, ведь здесь хранится не только история города, но и история создания самого музея — в фотографиях, документах, газетных публикациях. В одном из описаний читаем: «Впервые музей был открыт 24 октября 1981 года и использовался в основном как выставка предприятий и колхозов города. Первым директором была Наталья Ивановна Степанян, известный в городе педагог. Экскурсоводами стали Лидия Георгиевна Лиханская и Раиса Сергеевна Березнёва. До октября 1983 года музей работал как общественный, здесь оформили развёрнутые экспозиции с дореволюционного периода по советский. Но в связи с тем, что здание было в аварийном состоянии, в декабре 1983-го все экспозиции разобрали и музей закрыли. В начале 1984 года решился вопрос с капитальным ремонтом. Директором назначили вышедшую на пенсию Александру Петровну Пушкарскую, более двадцати лет проработавшую вторым секретарём РК КПСС. Ремонт поручили ПМК «Ставропольсельхозматериалы». Все работы по оформлению экспозиций взялся выполнять Ставропольский художественный фонд. Ремонт осуществлялся на средства предприятий и колхозов района и обошёлся в 80 тысяч рублей. Крышу покрывал оцинкованной жестью Владимир Богданов. Мозаичные полы, паркет, потолки из плитки делала бригада в составе Сергея Ивановича Чаплыгина (бригадир), Подопригиных Виктора Васильевича и Владимира Васильевича, Валерия Павловича Корниенко, Андрея Васильевича Сердюкова. Сантехнические работы выполнялись под руководством Виктора Дмитриевича Дзюбанова. Двери, окна, работы по дереву сделали Виктор Яковлевич Пономарёв, Александр Григорьевич Балкин под руководством начальника цеха Леонида Викторовича Васильковского. Все работы шли под руководством прораба Ивана Михайловича Кишкинёва и начальника ПМК Анатолия Борисовича Каменецкого.
Вскоре началось профессиональное оформление экспозиций музея. Разработали проект художники Ставропольского художественного фонда братья Бочковы, помогать им направили директора художественной школы Илью Григорьевича Желободько, плотников Николая Павловича Наволокина и Петра Николаевича Тивикова. Таюке художественные работы выполнял Николай Иванович Чеботарь. Авторский надзор и непосредственное участие в создании экспозиции осуществляли сами братья Бочковы. Методическая работа шла под руководством директора Ставропольского краеведческого музея И.А.Усовой и старшего методиста В.В.Госданкера. Полноценное участие в создании экспозиций принимали и первые экскурсоводы Л.Лиханская и Р.Березнёва».
Думается, такая обширная цитата будет позволительной, поскольку спустя столько лет хотелось бы вспомнить и назвать поимённо тех людей, которые немало времени, труда, творческих сил отдали, чтобы подготовить для города столь ценный подарок — настоящий полноценный краеведческий музей. Коплектив его относился к своей деятельности с неподдельным воодушевлением. Сама атмосфера создания экспозиций, общение с профессионалами музейного дела заряжали творческой энергией. Музей вёл обширную работу по накоплению фондов, сотрудники выезжали в экспедиции по району, шли к людям в дома, разговаривали, объясняли, как смогут сохранить их семейные реликвии для будущих поколений.
В музейном деле есть замечательная особенность. Помимо составления актов приёма предметов на постоянное хранение, коллекционных описей и прочих документов, входящих в научную обработку предметов старины, существует ведение вполне официальных записеи под названием «Легенды». В них описаны обстоятельства, при которых были найдены те или иные экспонаты. Читать их одно удовольствие. Например, «житель села Ново-Григорьевского, проживающий по ул.Октябрьской, 22, Владимир Михайлович Богданов в фундаменте старого дома обнаружил чугунную плиту — надгробие времён крепостного права». Или вот это: «чугунные ядра времён кавказской войны найдены на глубине два с половиной метра 15 июня 1980 года на улице Пионерской во время копки подвала». «Кувшин медный обнаружен Крюковым Николаем Васильевичем во дворе своего дома во время копки огорода». А вот, что говорится о любимом экспонате всех мальчишек: «противотанковое ружьё времён Великой Отечественной войны найдено во время купания в реке Куме учеником СШ №1 Н.Анфёровым в 1981 году».
Эти скупые записи - бесценный дар для экскурсовода, они придают рассказу об истории города местный колорит и необходимую детализацию. Что уж говорить о воспоминаниях тех, кто своими руками создавал экспозиции, собирая экспонаты по крупицам. Например, украшение коллекции самоваров сотрудники музея нашли во время экспедиции по дворам старой застройки Зеленокумска. Раиса Березнёва и Лидия Лиханская зашли во двор к ветхой старушке, объяснили цель визита поиском старинных вещей. Та отмахнулась, мол, ничего у меня нет, а если что и было, давно на мусорной куче. Получив разрекение взглянуть на неё, музейные работники прошли во двор. Медное чудо производства конца 19 века да ещё и фабрики, принадлежавшей семейству графа Воронцова, валялось на свалке в конце огорода. После очистки самовара выяснилось, что он — подарочный, гравированный изображениям Николая II и памятными медалями.
Ещё одна редкость, которая выставлена в экспозиции «Крестьянская изба», — старинная наковальня. По семейному преданию, переселенцы из Воронежской губернии привезли её на новое место жительства — в слободу Александровскую, позже ставшую селом Воронцово-Александровским. Владелец наковальни, которому она досталась по наследству от предков-кузнецов, долго не хотел с ней расставаться. Л.Г.Лиханской и Р.С.Березнёвой пришлось не раз побывать дома у этого старожила, чтобы убедить его, что место этой редкой старинной вещи - в музее. Старик отказывался, говорил, как в минуты грусти садится у наковальни, кладёт на неё руки и всем своим существом ощущает связь с отцом, дедом, прадедом... Но однажды побывав в музее и увидев, с какой любовью здесь бережётся история, он всё-таки сдался:«Забирайте, девчата, наковальню!» И девчата, обрадованные таким решением, побежали к нему домой и вдвоём на саночках (дело было зимой) привезли чугунную наковальню.
Вообще, история создания музея тесно переплелась с жизненными судьбами Лидии Лиханской и Раисы Березнёвой. Они были первыми в новом для себя деле, росли вместе с ним, развивались. Все трудности и радости — создание и обновление экспозиций, ремонты и реконструкции — прошли через их трудовую биографию. Во многом именно эти женщины определили лицо Зеленокумского музея, создали здесь атмосферу уюта, свободы творчества и неподдельной любви к истории родного города. До сих пор эта атмосфера является главной достопримечательностью музея, её ощущают все гости, она притягивает посетителей, новых друзей. Лидия Георгиевна продолжает здесь работать, является главным консультантом и непререкаемым авторитетом у сотрудников. Раиса Сергеевна, возглавлявшая музей более двадцати пяти лет, теперь уже на заслуженном отдыхе. Время её руководства — целая эпоха не только в работе музея, но и в культурной жизни города. Проведённые ею экскурсии, подготовленные массовые мероприятия пользовались неизменным успехом, хорошо запомнились взрослым и детям.
Сегодня директор музея Елена Витальевна Головатова своей главной задачей видит не только сохранение его лучших традиций, но и вывод музейного дела на новый современный уровень работы. Для этого разрабатываются перспективные программы, осуществляется вход в федеральные,проекты. Музей становится центром культурной жизни города и района, звеном образовательной системы, ядром выставочной деятельности.
В современном мире музей перестаёт быть тихим и безлюдным хранилищем древнастей. Жизнь бурлит в нём, это и привлекает талантливую молодё>кь, неординарных личностей, творческую интеллигенцию. Именно в этом ключе планирует продолжать свою деятельность Зеленокумский краеведческий музей, а значит, впереди у нас многа ярких событий и интересных встреч.
А.Богатырева, младший научный сотрудник музея
Фото предоставлено автооом
Источник: газета "Панорама нашей жизни" 1 ноября 2016 г.
|