"Б.Кушнер "Степной текстиль" (Из книги "Суховей" ).


     Село Отказное расположено на реке Куме. Даже на исходе июля в этом участке реки было довольно воды, мутно катящейся в размытых глинистых берегах. Отказненцы неделикатно обращаются со своею рекой. Они отвели ей место на огородах да на задворках. Кума злится и обширными оползнями подрывает деревенские плетни и тыны.
     При въезде в село нас ожидало, правильнее было бы сказать - постигло зрелище неслыханное и показавшееся нам совершенно
невероятным с точки зрения наших понятий о степной природе и степном хозяйстве.
     У ворот крайней избы на завалинке и табуретках сидели несколько женщин и... пряли лен. Мы слезли с тачанки, спросили у женщин, посмотрели вблизи, потрогали руками, - самая обыкновенная крестьянская кудельная льняная пряжа.
     Вот тебе и легенда о степном кудряше, не имеющем волокна!
     В Отказном все бабы оказались пряхами и ткачихами, не исключая молодой и бойкой жены председателя сельсовета. Она же и повела нас по избам знакомиться со степным текстильным производством. Вырабатывают здесь ткани шерстяные, из поскони и наконец из льна.
     Из поскони и из льна изготовляют преимущественно ручники, полотенца, занавески, скатерти и покрывала. Богато украшают их кружевами собственного плетения и красной вышивкой крестом. Предназначаются эти текстильные изделия невестам на приданое. Живут они долгую крестьянскую жизнь, переходя по наследству от матери к дочери и медленно истлевая, не столько от употребления, сколько от лежания в сундуках.
     Льняные ткани из кудряша вырабатываются тонкие и очень ценные, но изготовляют их лишь в небольшом количестве. Не в каждой избе их встретишь. Не каждый год производят местные крестьянки льняное волокно. Когда лето случится благоприятное и лен подрастет повыше, они выбирают на поле лучшие участки. Теребят с этих участков лен руками, мочат его в поймах на берегах Кумы, мнут и прелют обычным традиционным способом с помощью деревянных мялиц и ручного трепла. Им совершенно неизвестно, что ученые специалисты считают волокно кудряша непригодным для прядения.

     На степных огородах в прикумских селах много сеют конопли. Мужские растения конопли дают волокно лучше и крепче, чем женские. Его называют посконью. Выработка посконевых тканей в степи распространена гораздо более, чем льняных. В селе Отказном мы не нашли избы, где не было бы посконевой пряжи и посконевых тканей. Из них приготовляется большая часть приданого для невест. Почти все женщины ходят в посконевых рубахах.
     Степные крестьянки охотно показывали нам и посконь свою, и льняные ручники. Охотно рассказывали нам о своей работе. Но лишь только высказали мы намерение купить у них отдельные образцы их мастерства, они сразу стали подозрительными.
     Сначала совсем наотрез отказались продавать, сославшись на то, что у самых недостаток. Потом, поломавшись вдоволь и пошушукавшись друг с дружкой по углам, стали запрашивать совершенно несуразные цены. Урезонить их не удалось. Они не хотели уразуметь научного и экономического значения наших обследований. Повидимому, у них создалось убеждение, что мы приехали в степь с единственной целью покупки местных текстильных изделий на приданое нашим московским невестам. Желание заставить москвичек заплатить за их приданое подороже было вполне естественным.
     Нам пришлось отказаться от составления коллекции и ограничиться приобретением нескольких разрозненных образцов.
     В Москве невесты не выказали никакого интереса к степному текстилю, зато специалисты московские очень удивились нашим образцам. Они утверждают, что им никогда не приходилось видеть столь тонких тканей, выработанных из конопли. Исключительная тонкость степных посконных полотенец заставляет полагать, что в Терской степи растет особый сорт конопли, до сих пор нам неизвестный и близкий по свойствам своим к конопле итальянской. Там, где климатические и почвенные условия благоприятны

Полностью статью можно прочитать на СовЛит

Предыдущая    На первую страницу

Рейтинг@Mail.ru



Hosted by uCoz