Великая Отечественная Война
ВОЙНА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ
Тема воспоминании о военной поре всегда вызывает большой интерес, ведь свидетельства очевидцев позволяют наиболее ярко ощутить атмосферу отдаленных по времени событий. А если о войне вспоминают дети, подростки? Их восприятие отличается от того, что чувствуют взрослые, а значит, и военные события врезались в память наиболее ярко и четко. Недавно ученица 10 класса
СШ №2 Анастасия Мущенко взялась за нелегкое дело: решила собрать и систематизировать воспоминания
людей, которые во время войны были детьми. Под руководством своего педагога, учителя истории высшей категории В.Н.Мелащенко, она подготовила научную работу и приняла участие в краевом слете туристско - краеведческого движения "Отечество", а затем выступила на Всероссийских краеведческихчтениях юных туристов - краеведов и заняла там второе место. Она вошла в Ставропольскую делегацию и вместе с другими ребятами из городов и сёл края отправилась в Москву, где на базе федерального Центра детско - юношеского туризма
и краеведения проходили чтения. Настя смогла так представить свою работу, что ее заметили среди множества других талантливых изысканий старшеклассников со всей России.
А начала она свое исследование такими словами:
"Я думаю, что мой рассказ будет интересен и полезен современной молодежи. Тема военных воспоминаний людей, бывших детьми в 40-е годы, представлена отрывочными сведениями, которые хранятся в зеленокумском филиале Ставропольского краеведческого музея и в нашем школьном музее. Специально детские воспоминания практически не собирались, поэтому мое исследование предполагало большую работу по сбору материалов, бесед с людьми, жившими тогда в селах Воронцово - Александровского района. Меня эта тема как раз и захватила своей неисследованностью, я самолюбиво предположила, что смогу раскрыть ее хотя бы в небольшой работе.
Многие из жителей района - дети той поры - вспоминают, что после начала войны работали на колхозных полях, рыли противотанковые рвы. Ни от кого, с кем я беседовала, я не слышала жалоб на трудные условия, на то, что работа была для них тяжела не по возрасту. Вот что вспоминает Юрий Анатольевич Клименко:" Летом и осенью большая часть учеников работала в колхозе. Летом пропалывали зерновые, собирали фрукты. Еще собирали в баночки клопа - черепашку. Во время уборки подбирали вслед за комбайном колоски. Будили детей рано, а они не хотели подниматься. Большой мукой было для учителей поднять ребят и организовать их на работу. Ломать кукурузу и собирать хлопок приходилось даже зимой, поскольку рабочих рук не хватало".
Железнодорожный вокзал в руинах. |
В конце 1941 года в район приехало большое число ленинградцев - блокадников. Люди как могли им помогали. Многих жители сразу же расселили по своим домам, делились последним. Кроме того, люди делали все возможное, чтобы облегчить положение Красной Армии, помочь ей выстоять, собраться с силами и остановить врага. Например, Евдокия Ивановна Груднина вспоминает, как она, тогда 12-летняя школьница, вместе с подругами собирала теплые носки, варежки, мыло, табак. Все это паковали в посылки, туда же вкладывали письма и пожелания бойцам. Бывшая старшая пионервожатая нашей школы Кима Николаевна Неделькина вспоминала: "В июле 1941 года моя семья прибыла в Воронцово - Александровский район в эшелоне с эвакуированными из Винницы (Украина). Нас разместили в селе Новогригорьевском в доме, которого сейчас уже нет. Там, где он был, теперь возвышается Дворец культуры им. Усанова. Меня, девочку, удивили широкие улицы села, в непогоду грязные, маленькие домики с отсутствием "удобств". Хорошо помнится, как я научилась носить воду в ведрах на коромысле от далекого артезиана. Училась в средней школе №8 (двухэтажное здание в Новогригорьевке), от которого и следа не осталось. Теперь здесь старое здание средней школы №2".
Летом 1942 года положение на Южном фронте осложнилось. Гитлеровцы попытались с ходу захватить село Воронцово - Александровское, но их планы сорвались. Село защищали партизаны вместе с курсантами. Но, несмотря на их героическую стойкость, долго сдерживать наступление механизированных колонн противника они не смогли. Части Красной Армии вынуждены были с тяжелыми боями отступить к Моздоку, а партизанские отряды ушли в Прикумские плавни. В начале августа на Ставрополье пришли немцы. Накануне наступления на Воронцово - Александровское они разбомбили железнодорожную станцию и появились со стороны холмов. Вот как вспоминает приход вражеских войск А.М Белоусова:"Немецкий штаб находился на улице Красной (теперь на этой улице располагается средняя школа №2). Второй немецкий штаб расположился на улице Первомайской в колхозной бригаде. Наши партизаны взорвали его, было уничтожено много немецких солдат и офицеров".
Эти воспоминания дополняет Ю.А.Клименко: "Помню, скот стоял на отдыхе возле реки Карамык. И вдруг поднялась стрельба. Я увидел, как в стаде упали несколько коров. Еще помню, как ночью прилетели самолеты. От взрывов дрожала земля. Когда в село зашли немцы, они стали ходить по домам, забирали коров, свиней, кур и разные продукты. Потом немецкий генерал запретил солдатам грабить местное население, после этого они уже не забирали все, что им было нужно, а просили. У нас в доме жили два немецких солдата. Они ругали войну, Гитлера, потому что у них дома остались жены и дети".
Интересны воспоминания жительницы села Солдато - Александровского Галины Васильевны Смышновой (тогда она жила в Новогригорьевском), которой во время войны было 11 лет: "8 августа мы с мамой поехали на огород за арбузами. Только собрались домой, как увидели самолеты, низко летящие над нами. Они бомбили вокзал. Немцы стали наступать, а наши бойцы с боями отошли за холмы". Она помнит, как немцы в Нижнем парке расстреляли евреев и коммунистов, а потом стали хозяйничать. Они выгнали из лучших домов местных жителей и сами там поселились.
Разрушенный жилой дом. |
Практически все, делившиеся своими воспоминаниями, обращают внимание на то, что немцы считали себя хозяевами, а местное население должно было им беспрекословно подчиняться. Детская память избирательна, помнится только самое яркое. Многие, с кем мне пришлось встречаться, плакали, рассказывая о времени оккупации.Характерно, что пять месяцев фашистского присутствия воспринимаются ими как очень короткий период. Думаю, это потому, что в селах немцев практически не было, они уходили вслед за армией, а на месте оставались в основном румыны и местные полицаи. Казни и расстрелы проводились лишь в первые дни установления фашисткой власти. Но и за этот короткий срок местное население осознало во всей полноте, что представляет собой фашизм. Люди до сих пор при рассказе упоминают о страхе, который на всю жизнь поселился в их душах.
Вспоминает Макарова Надежда Ивановна: "...Мы их (захватчиков) очень боялись, прятались от них в соломе, на потолке... А фашисты чувствовали себя хозяевами. Хватали и резали скот, коптили его и отправляли в Германию».
Но время фашистов на территории нашего района заканчивалось.
Утром 10 января на востоке, на холмах, откуда всегда появляется солнце, раздалась канонада, началось наступление наших войск. Люди радовались тому, что закончились черные дни оккупации, но предстоял тяжелый труд возрождения. Материальный ущерб, нанесенный оккупантами сельскому хозяйству и промышленности района, по неполным данным составил около 280 миллионов рублей. А сколько фашисты разграбили личного имущества граждан - вообще не поддается никакому учету. Но враги не смогли отнять у советских людей веру в победу. Уже к концу войны в районе практически полностью восстановили промышленные объекты, построили и отремонтировали 98 животноводческих ферм, 12 колхозных мельниц, 173 жилых дома, много других сооружений.
То, что осталось от моста. |
Это официальные данные, которые я встретила в литературе, а интересно, что помнится детям тех лет. Уже вскоре после освобождения стали работать школы. Ю.А. Клименко вспоминает, что осенью 1944 года ему исполнилось 9 лет и он пошел учиться. Из вещей взрослых ему сшили штаны и рубашку. Учиться было трудно. Мало того, что не доедали, так еще и мерзли. Не хватало очень многого. Один учебник давали на несколько учащихся, живших по соседству. Тетрадей поначалу вообще не было, поэтому писали на немецких картах, оставленных в штабах. Шили тетради из старых книг: на чистой стороне писали контрольные работы, а на тексте и рисунках - классную работу и домашнее задание. Чернила делали в основном из сажи. Детей на перемене подкармливали кукурузной кашей, ее называли мамалыгой. Колхоз выделял кукурузу за хорошую работу в поле, так что подарок дети практически зарабатывали. Интересны воспоминания Ю.А.Клименко о первой послевоенной елке, устроенной накануне Нового 1944 года. Дети украсили ее самодельными игрушками. Было очень весело, а вместо конфет Дед Мороз давал каждому участнику представления два небольших пирожка с тыквой.
Война еще не закончилась, а дети уже встречались с ее участниками. "Комсомольцы средней школы №8 в один из январских вечеров 1945 года пригласили к себе в гости участника Великой Отечественной войны Федора Александровича Степаненко. Внимательно слушали ребята увлекательные рассказы фронтовика о его личных схватках с немцами и о подвигах комсомольцев на фронте. За боевые дела тов. Степаненко награжден орденом Красного Знамени и медалью "За оборону Сталинграда". Вечер закончился художественной самодеятельностью, выступали декламаторы, танцоры», - читаем мы в газете "Большевистское слово".
Дети войны... Давно они стали взрослыми, умудренными опытом людьми. Но их детская память сохранила самое важное, самое запоминающееся. Замечательно, что наши старики вспоминают своё тяжелое, иногда даже горестное детство с доброй улыбкой. Их души рано познали боль, а тяжелый труд закалил волю и характер.
Каждому поколению история преподносит урок, испытывая на прочность, на стойкость. Я с уважением и
признательностью отношусь к тем, кто в годы войны сумел превозмочь себя, выдержать муки голода,
холода, бесконечного страха. Эти люди не сломались, сумели не просто пережить беду, но и восстановить
страну из руин. Молодежь помнит их подвиг и гордится им!.
Подготовила А. БОГАТЫРЁВА (Фото из архива)
Источник: газета "Панорама нашей жизни" 19 января 2011 г
|