Память
ЖИЛА С ОТКРЫТЫМ СЕРДЦЕМ
Прошедшим летом не стало Анны Ивановны Фадеевой - преподавателя ПУ-39, отдавшей этому учебному заведению более 25 лет. Так уж вышло, что ушла она из жизни в период отпусков, из-за чего многие ее
коллеги даже не смогли прийти на похороны, не дали некролога в газету...
Анна Ивановна была нашим преданным читателем и нашим автором, часто писала в "Панораму" о том, что ее волновало или вызывало добрые воспоминания. Приглашала на свои открытые уроки, которые мастерски готовила в нетрадиционной форме, становясь героиней газетных публикаций. Казалось, что ее энергии, творческому поиску не будет конца, но жизнь распорядилась иначе...
Сегодня в училище говорят, что еще до конца не осознали, кого потеряли, ведь она в работе была настоящей глыбой, на ней завязано столько проектов, дел, и замена ей найдется не скоро. Что отличало Анну Ивановну, так это работоспособность. Коллеги утверждают, что была она стопроцентным трудоголиком, все время захваченная какой-то идеей, ее разработкой и воплощением в жизнь. В течение многих лет собирала материалы по истории казачества, участвовала во множестве конкурсов, объявленных министерством образования, получала призовые места. Вела педагогическую мастерскую, разрабатывала авторские программы по истории края, охране труда, обществознанию, праву. К каждому блоку уроков составляла контрольные тесты, готовила юридические задачи, правовые ситуации. А еще возила учеников в музеи района и края, организовывала творческие вечера. Ее программа "От всей души", посвященная столетию училища, до сих пор считается здесь непревзойденным шедевром. Она до последнего дня проявляла творческую активность, бралась за предложенные проекты, хотя считалась уже старейшим и опытнейшим работником училища и могла бы спокойно почивать на лаврах. Но не в правилах Анны Ивановны было стоять на месте. Если не двигаться вперед, значит, неизбежно деградировать - это ее глубокое убеждение. Своим примером она увлекала многих. Сегодня преподаватель училища Л.В.Хижняк признается, что нашла себя в профессии благодаря влиянию Анны Ивановны, которая научила ее справляться с трудностями, всегда стремиться к самосовершенствованию. Она и сама была такой: не боялась работать, не боялась учиться, вообще личное кредо определяла словами: жить с открытым сердцем. Поэтому могла спокойно высказать свое мнение любому, не взирая на личности, но и сама воспринимала критику в свой адрес абсолютно спокойно.
Что особенно поражало в Анне Ивановне ее коллег и друзей, так это ее отношение к людям: в каждом, самом обыкновенном скромном труженике ей нравилось находить особенные черты, таланты и показывать их окружающим. Она в свободное время любила приходить к знакомым ветеранам войны или труда, общалась, помогала, к такому отношению приучала и свою дочь, часто брала ее с собой.
Особые чувства Анна Ивановна испытывала к учителям старой формации. Из ее собственного детства пошло это восхищение теми, кто привил ей интерес к профессии, стремление быть похожей на них. Ее мама не хотела, чтобы дочка становилась учителем - уж слишком это трудное и хлопотное дело. Поэтому вначале Анна получила профессию технолога по холодной обработке металлов. Но при первой возможности поступила в пединститут, поскольку единственной и неизменной мечтой ее было учить детей литературе. И это неудивительно, ведь ей самой этот предмет преподавали Ирина Петровна Луцевич и Татьяна Анатольевна Решетинская. Потом она не раз вспомнит и напишет об этих людях, даже математику она полюбила из-за того, что ее в школе вела Зинаида Ивановна Неуступкина - великая труженица и добрейшей души человек. Анну Ивановну восхищало в старых учителях их отношение к работе как к служению, то, что они обладали авторитетом не только в школе, но и по жизни. Сама она свою задачу педагога определяла так: "Воспитать человека в высоком понимании значения этого слова. Прививать ученикам доброту, порядочность, чувства долга и собственного достоинства, самостоятельность. Свобода слова и мыслей должна идти через познание, надо уходить от усредненности и добиваться первенства".
Во время своей работы Анна Ивановна заполняла различные анкеты, сейчас эти листочки, исписанные ее классическим "учительским" почерком, воспринимаются по-особому.
Что могут рассказать о жизни человека подобные опросы? Лишь сухо обозначить этапы профессионального роста: в 1984 пришла в училище, увлекла ребят литературой, создала кружок художественной самодеятельности. Вскоре Анне Ивановне присвоили звание старшего преподавателя, преподавателя первой, затем и высшей категории, наградили знаком "Почетный работник начального профессионального образования", медалью ветерана. А после, как венец деятельности, внесли ее имя в энциклопедию "Лучшие люди России" в разделе "Учитель". Но разве даже этими вехами в полной мере определишь судьбу педагога, творческой личности? Конечно, нет. Можно только прикоснуться к видимой части той, действительно, глыбы, которую представляет собой талантливый человек. В анкетах Анны Ивановны Фадеевой есть и такие слова об учениках: "Хочу, чтобы мне поверили, приняли и пошли за мной. Чтобы помнили..."
А.БОГАТЫРЁВА
Источник: газета "Панорама нашей жизни" (2 октября 2010 г)
"Констатиновна" Статья А.Фадеевой.
|