И.П.Кузнецов. Очерк истории села Нины

Дата основания села Нины
(Отрывок из моего очерка села Нины)

    Благодатная степь, богатые, ничейные земли – все это послужило первопричиной того, что еще задолго до официального заселения Российскими переселенцами и этих мест, здесь появились русские люди, селившиеся вдоль реки Кума.
     Первыми поселенцами вдоль реки Кума в те времена были беглые крепостные крестьяне, скрывавшиеся от крепостной зависимости, бежавшие из России, Украины.
     Датой основания селения тогда считался тот месяц и год, когда его обнаруживали правящие власти и брали на учет.
     На самом деле, заселение здешних мест происходило значительно раньше, чем обозначено датой основания. Так было и с селом Нины.
     Из воспоминаний старожилы села Нины – Пашина Алексея Ивановича 1890 года рождения, он сообщил мне, что из рассказа его прадеда он узнал о том, что сюда, на ничейные земли родители его прадеда прибыли в основанное поселение Минина – названного так по фамилии первого поселенца беглого крепостного крестьянина Никиты Минина в 1760 г.
     Так, около тридцати лет жили в селении Минина на ничейной земле, которую в 1785 году Екатерина II пожаловала князю Г.А.Потемкину.
     В 1786 г. Указом царского правительства документально установлена дата основания села Минина – октябрь 1786 года, то есть когда власти обнаружили и записали селение по гражданскому ведомству.
     С этого момента и ведется отсчет основания села Нины. Народное же предание относит основание села к 1760 году.
     Официально в учебнике «География Ставропольского края для 8-го класса третье издание 1972 г.» сообщено.
     …Село Нины (Фролов Кут) – основано в 1786 году переселенцами из внутренних губерний России. На старых картах 1800 года оно называлось – «село Минина», иногда встречались сокращенные записи «в даче села Мина».
     Видимо, путем сокращения первоначального наименования, возникло современное название села – Нины.
     Позже на картах указывалось, что у этого селения стоял полк солдат под командованием полковника Фролова.
Сельская церковь. Село Нины.      По соседству, в 9 верстах, стоял другой полк, командир которого прозывался Масловым. Солдаты по фамилиям командиров прозвали один поселок «Фроловым Кутом» (кут, закоулок, угол), а другой – «Масловым Кутом» - первоначальное название – «Привольное», сегодня это село Стародубское.
     Первыми основателями села Минина-Нины были выходцы из Орловской, Рязанской, Воронежской и других губерний России и Украины.
     Поселение начиналось в пойме р.Кума, в то время – в лесу, где ныне мост на село Селивановка и далее от кладбища.
    Оттуда росло село Нины, и в той стороне (на Ямане) в 1797 году построена первая деревянная церковь, а в 1880 году капитально отремонтирована.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

    Родина начинается с познания прошлого и настоящего, с того момента, когда люди осознают готовность быть достойными ее сынами и гражданами. Осознание предполагает изучение небольшого кусочка огромной страны. Того хотя бы кусочка, на котором разместились село Нины и колхоз имени С.М.Кирова Советского района Ставропольского края, рожденные историческими причинами, в классовой борьбе и грозные годы гражданской и Великой Отечественной воин, проходивших в этих местах.
     Вот почему совершенно правильно поступил председатель колхоза Н.Г.Воронков, поддержав мою инициативу о составлении очерка истории с.Нины и хозяйства.
     Не зная прошлого, не почувствуешь цену сегодняшнему, не определишь будущего. Наш святой долг – сберечь и передать потомкам память не только о том, что сделано нами, но и о том, что происходило на земле села Нины задолго до нашего рождения.
     Этот очерк, разумеется, не исчерпывает всего, что было в истории. Некоторые из суждений являются спорными, а отдельные факты не исчерпывают тему, она сложна и многообразна. Тем более в нынешние дни, когда каждый прожитый нами час, день, по особому ложится на весы истории, может день равняться эпохе.
     Собранный материал и воспоминания из шестидесятилетнего жизненного пути дали возможность отобразить маленький кусочек из многогранной жизни села и хозяйства.
     Возможно, другие об этом напишут лучше меня, однако я хочу надеяться, что этот очерк донесет моим современникам хоть малую часть познания одного уголка нашего края – села Нины и его жителей.

ОТ АВТОРА

    Идея составить очерк истории села Нины и колхоза пришла мне еще в 1964 году, когда я начинал работать в этом хозяйстве главным агрономом. Материал о селе и колхозе оказался весьма скудным. Пришлось собирать фактические данные все эти годы, вплоть до 1985 года (двадцать лет). С годами я узнавал о селе и хозяйстве все больше.
     Запрашивал архивные данные в городах Москве и Ленинграде. Посещал архивы городов Ставрополя и Буденновска, заглядывал в церковные книги, расспрашивал местных старожилов, интересовался заметками в периодической печати на выбранную тему. Перечитывал учебники по истории и географии, выписывая нужные сведения.
     Ценным дополнением к собранному материалу являются непосредственные наблюдения автора, касающиеся истории колхоза и села. Он и его сверстники, жившие в селе – живая история предвоенных, военных и послевоенных лет.
     Сегодня, с высоты прожитых лет, вижу, что ни один учебник, ни техникум и два института, которые я окончил, не дали мне столько знаний жизни, людей и общества, как тот суровый опыт, что получил я в трудные военные и послевоенные годы.
     Более чем за полувековой период работы мне довелось испытать труд ездового на лошадях и пахаря на личной корове, чабана и плотника, рядового и бригадира, солдата нашей армии, участника ВОВ (Великой Отечественной войны). Имел счастье быть студентом, находился на постах руководителя и главного специалиста колхоза и района.
     Что же касается моего отношения к истории – мы преступно мало знаем об отечестве.
     Я глубоко убежден и понимаю, что мы не Иваны, родства не помнящие, что есть у нас и славная история о доблестных делах предков, и национальное достоинство, и что жизнь великого русского народа всегда была сопряжена с преодолением неслыханных кризисов.
     На Руси не мало рождалось величайших личностей и доблестных открытий, поражавших мир.
     К сожалению, история России, русского народа и родного края была поставлена в дальний угол образования.
     Школьные и вузовские учебники настолько сухие и поверхностные, что не помогают узнать настоящую русскую историю. Дальше Степана Разина, Емельяна Пугачева и декабристов в учебниках идти боялись.
     Скажу о себе. Не смотря на то, что я прочел уйму книг, прослушал массу лекций и докладов, а по настоящему начал узнавать и познавать свое Отечество только тогда, когда стал изучать с 1964 года историю села, России по другим источникам. И еще глубоко меня возмущает, что и ныне, вместо настоящей истории Отечества, пишут в учебниках окройки, отсевки ее.
     История – это не только день вчерашний – это и день сегодняшний. Поэтому прошу Вас, давайте усвоим, что, живя и работая сегодня, делать все для того, чтобы наши потомки, через века, не стыдились нас, а гордились нами.
     Автор выражает глубокую благодарность за воспоминания и оказание содействия в деле сбора материала для составления настоящего очерка: Лысогорову Антону Григорьевичу, Мироненко Василию Стефановичу, Черноиваненко Василию Ивановичу, Пашину Алексею Ивановичу, Чемодурову Тимофею Захаровичу, Демченко Валентине Ивановне, Болотову Василию Ивановичу, Серикову Ивану Федоровичу.
     Зная, с какими трудностями сопряжен сбор материала, прошу читателя сурово не судить меня за погрешности в очерке.
     За всякое дополнение и сообщение я буду искренне благодарен.

СЕЛО НИНЫ В ДРЕВНОСТИ

    В карьере Зеленокумского кирпичного завода несколько лет назад была вскрыта богатая костеносная толща земли на глубине 20-25 метров. Особую ценность представляет хорошо сохранившийся череп очень редкого носорогообразного зверя, обитавшего в этих местах около миллиона лет назад.
     В 1980 году, в речной пойме, выравнивая участок под орошение, напротив нашего колхозного огородного участка, в колхозе «Родина», обнаружили останки человека и лошади. Здесь же были найдены украшения. Пока трудно сказать, кому принадлежат захоронения, каким кочующим по этим землям племенам, но ясно одно, что были предки на этих землях и несколько тысяч лет назад.
     Историческая наука располагает множеством данных, говорящих о том, что древнейший человек обитал на здешних землях еще 60-40 тысяч лет назад.
     Человек того времени уже умел строить землянки с каркасом из жердей и костей животных, изготавливать меховую одежду, охотиться на животных.
     7 тысяч лет назад человек постепенно переходит от присвоения продуктов питания от природы к производящему хозяйству. Вокруг человека создается его руками искусственная среда.
     4 тысячи лет назад появляются металлические изделия из меди.
     3,5 тысячи лет назад образуются кочевья различных скотоводческих племен на Северном Кавказе, в том числе и на здешних землях – заполняются кочевниками с быстрорастущими стадами крупного рогатого скота, коней, овец.
     3 тысячи лет назад заселяет эти земли выдающийся народ древности – ираноязычные племена: скифы, а за ними сарматы.
     2 тысячи лет назад в здешних местах кочуют аланы (предки осетин), их бесчисленные орды задержались надолго, до середины 13 века нашей эры. Вместе с аланами, были хазары (калмыки, казахи, болгары), печенеги (черкесы, чеченцы, ингуши), половцы (ногайцы, туркмены) и другие народности. Все это составляло феодальную Аланию.
     Распавшаяся на ряд мелких феодальных владений, враждующих между собой, Алания, оказалась доступной страшному врагу – полчищам татаро - монголов.
     В 1222 году произошла первая битва с татаро - монголами в притеречных местах нашего региона. В 1236 году была разгромлена столица Алании город Могас.
     Татаро - монгольское нашествие продлилось на здешних землях более 200 лет. Татаро - монголы угнетали и грабили здешний народ. Они фактически уничтожили огромные массы аланов – кавказские племена. После столкновения с татарами поредело и половецкое население на Северном Кавказе.
     Самым известным памятником татаро - монгольского времени в Прикумье (на реке Кума) является город Маджар, расположившийся на берегу реки Кума – центр Золотой орды (ныне около г.Буденновска) в 40 километрах от села Нины.
     Во второй половине XVIII века (1760 г.) поток беглых на Кавказ возрастает. Иногда крестьяне самовольно основывали целые селения, о которых становилось известно лишь через много лет. Так было и с селом Нины.

СЕЛО НИНЫ (МИНИНА, ФРОЛОВ КУТ)

    Годом основания села считается 1786 г. Село Нины одно из самых старых русских поселений Ставропольского края.
     Некоторые события основания села, которые еще живы в нем благодаря устной передаче от одного поколения к другому, являются важным источником, сохранившемся до сих пор.
     По преданию, в 1760 году у реки Кума в лесу поселился беглый крестьянин по фамилии МИНИН. К нему прибывали на поселение такие же беглые и положили начало селу, названному по фамилии МИНИНА.
     Поселение начиналось в пойме реки Кума в лесу, где ныне мост на Селивановку. Оттуда росло село и в той стороне построена церковь в конце XVIII столетия, а в 1880 году она капитально отремонтирована. Строили церковь деревянную, а деревья рубили на месте нынешней улицы села, где кладбище.
     Официально, на старых картах 1800 года оно так и называлось «село Минина». Видимо, путем сокращения первоначального наименования с.Минина, возникло современное название – село Нины (Ми-Нины).
     Позже, на картах у этого селения указывалось: «Здесь располагался полк под командованием полковника Фролова. По соседству, в 9 верстах, стоял другой полк, командир которого прозывался Масловым. Солдаты по фамилиям командиров прозвали один поселок «Фроловым Кутом», а другой – «Масловым Кутом», который первоначально имел название – село Привольное, сегодня «Стародубское».
     Первыми основателями села Нины были выходцы из Орловской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской и других губерний России и Малороссии.

     В работе «Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях» инспектора народных училищ С.А.Твалчрелидзе в 1897 году о селении Нины сообщено:

     Местоположение
     Село расположено на левом берегу реки Кума на 40гр25,17,, широты и 61гр37,18,, долготы от меридиана. Как вообще во всех прикумских селах, в с.Нины преобладающими ветрами являются восточные, изредка сменяются западными.
     В селе имеется 736 дворов с 780 семьями и одна деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, капитально отремонтированная в 1880 году, а строилась в конце XVIII века. При церкви имеется участок земли 99 десятин, находящийся от села на расстоянии 25 верст (ныне с. Томузловка). По окладным листам в селе числится 1187 ревизских душ, а по семейным спискам 1925 женского пола и 1975 мужского пола наличных душ. Большая часть коренных жителей села – великороссы, но есть, в ограниченном количестве, и малороссы. Как коренное население, так и иногородние большей частью выходцы из разных губерний России, преимущественно из Орловской, Могилевской, Полтавской.
     В числе жителей есть и бывшие крестьяне местного помещика Калантарова (из с.Стародубского).
     Вероисповедание
     Жители села вероисповедания православного. В 1885 году в селе насчитывалось до 100 душ сектантов - шалопутов, но с тех пор число последователей этой секты стало постепенно уменьшаться и, в настоящее время, их почти нет.
     Землевладение По владенной записи село имеет 26439,9 десятин земли, в том числе неудобной – 708,6 десятин. Душевой надел на ревизскую душу состоит из 21 десятины, а на наличную приходится 13,25 десятин. До 1883 года село имело общественный лес, которым пользовались все жители сообща, но в названном году лес был разделен на отдельные делянки по числу душ в семье и эти делянки поступили в полное распоряжение и пользование каждого члена общества. У большинства жителей этого села имеются сады и огороды, в последних сажают капусту, лук, коноплю, помидоры и арбузы. Небольшое количество этих овощей поступает в продажу.
     Водоснабжение
     На краю села протекает река Кума, но, кроме того, на каждой улице есть по нескольку колодцев. Так как весной и летом вода в реке прибывает и очень мутна, то большинство употребляет в питье колодезную воду, которая зачастую бывает хорошая на вкус и без всяких других примесей. По окраинам села скот поят из реки Кума, в центре же села, где берега реки так круты, что скот не может по ним спускаться, вода, посредством труб, проведена в особый ерик, из которого поят скот. Зимой во многих дворах скот поят колодезной водой.
     Занятие
     В круг занятий жителей, кроме земледелия и скотоводства входят садоводство, огородничество и некоторые не указанные промыслы, которые хотя и не служат средством пропитания, но являются важным источником пополнения ресурсов населения.
     Земледелие находится не в блестящем состоянии: средним числом на 12 лет приходится только 3-4 года, когда не бывает засух. Поэтому жители с каждым годом все более и более уменьшают площадь посева пшеницы на своей земле и арендуют земли на р.Буйвола, где хлебопашество лучше вознаграждает труд земледельца. Причиной сокращения площади посевов, кроме засух, является появление разных вредных насекомых вроде черепашки, жучка, кузнечика и др. и отсутствие правильно организованной борьбы с ними. Предпочтительно перед другими хлебами, сеются пшеница и лен, за ними следуют: просо, овес, ячмень и рожь. В хороший год пшеницы собирается от 12 до 13 тысяч четвертей, а в средний – от 7 до 8 тысяч четвертей. Землю большей частью пашут букарями, в которые впрягают 1-3 пары волов или 1-2 пары лошадей. Из других усовершенствованных орудий жители имеют до 40 жатвенных машин и много веялок. Склады земледельческих орудий находятся в соседнем селе – Воронцово - Александровском.
     Система обработки земли плодопеременная: земля переделяется весьма редко. В последние 10 лет было 2 случая нападения саранчи осенью, после уборки хлебов: град падает здесь сравнительно редко. Зимы, по словам старожилов, раньше были суровые. Скотоводство села, как видно из нижеприведенных цифровых данных, находится не в блестящем состоянии, а именно имеется: 604 лошади, 2792 головы рогатого скота, 7059 овец, 65 коз и 284 свиньи. Фруктовые и виноградные сады в селе разводятся обычно вместе. Всего таких смешанных садов насчитывается до 450, принадлежащих 400 владельцам. Из садовладельцев лишь немногие занимаются виноделием, большинство же предпочитает сбывать виноград в ягодах. Всего в год изготавливается вина не более 6000 ведер.
     Промыслы
     В зимнее время многие жители занимаются плетением из хвороста яслей, корзин и небольших плетней для телят, некоторые делают бороны, а один крестьянин изготавливает в большом количестве колеса. Не мало рук в селе занимает валяние полстей, валенок и простых шляп (брыль). Женщины ткут простой холст и грубое сукно для зипунов.
     Торговля
     Вследствие разнообразия занятий жителей торговля села отличается некоторой оживленностью. Отличительная черта торговли Нин та, что вся она ведется вне села: в близких и отдаленных селах губернии. Хлеб продается большею частью на базарах и ярмарках соседних сел. Изредка в село приезжают скупщики хлеба из Ростова – армяне и греки. В самом селе небольшое количество хлеба ссыпают два местных торговца. Один из них отправляет хлеб в города Ростов и Новороссийск, а другой – перепродает его Воронцово - Александровским скупщикам. Скот продается на базарах и ярмарках г.Георгиевска и соседнего села Воронцово - Александровского. От этой операции селение выручает весьма мало. Виноград жители развозят для продажи в города Ставрополь и Пятигорск и по разным селам губернии. Многие проезжают с ним в Кубанскую и Терскую области и меняют его на картофель. В Ставропольской же губернии обмен винограда, обыкновенно, производится на пшеницу, и только небольшая часть продается за деньги. Ясли, корзинки и плетни для телят развозятся производителями по безлесным селам губернии и так же зачастую обмениваются на хлеб: за ясли средней величины, обыкновенно, берут от 3-х до 5-ти мер пшеницы. Плуги, колеса и изделия из шерсти сбываются на ярмарках и базарах соседних сел.
     В селе имеется следующее количество торгово - промышленных заведений: лавок мануфактурно- бакалейно- галантерейных – 3, мелочных – 3, питейных – 5, пивная – 1, водяных мельниц – с 47-ю поставами на 5-ти плотинах – 12, кирпичный завод – 1 и маслобоен – 2.

     Хуторов село не имеет, а есть только 10 кочевок.
     Еще сравнительно недавно, около 15 лет тому назад, по балке «Пашинной» было много хуторов, где процветало хозяйство, скотоводство и коневодство, но вследствие ропота бедняков, ссор и вражды между собою членов общества, а так же распашки земли около хуторов под посев хлеба, хуторяне перевели хозяйство, сняли постройки и переселились в село. Вследствие уничтожения хуторов, скотоводство уменьшилось наполовину: косяков лошадей совсем не стало; овцеводство так же значительно сократилось. В настоящее время, благодаря тому, что выгон для скота находится в 8-ми верстах от села, весь скот ютится в селе. Выгон не имеет воды, а потому приходится гонять его на водопой обратно в село. Таким образом, почти весь день скотина находится в пути и не успевает насытиться, что отражается как на здоровье, так и на работоспособности скотины.
     Ярмарки и базары
     В селе есть одна площадь в 3960 квадратных саженей, но ярмарок и базаров нет.
     Общественное самоуправление
     В селе имеется волостное управление. Здание его старое и плохое, и состоит из 2-х комнат с земляным полом. Стоимость здания не превышает 400 рублей. Пожарную команду составляют десятские и сотские волостного правления. При волости имеется 2 пожарных насоса и 3 бочки с водой. Для разъездов должностных лиц общество имеет 5 троек обывательских лошадей. Кроме того, имеется 5 верховых лошадей для развоза экстренных пакетов и для других надобностей и 2 пожарных лошади. Содержание всего этого стоит в год 2500 рублей деньгами и 30 десятин сенокоса натурой.
     Самопомощь В общественном запасном хлебном магазине налицо состоит 1531 четверть озимого и 770 четвертей 6 чтвк. ярового хлеба: в сосуде имеется хлеба: озимого – 352 четверти 3 чтвк. и ярового – 227 четвер-тей 3 чтвк. Хлеба по норме должно быть 1253 четверти – озимого и 626 четвертей 4 чтвк. – ярового. В 1892 году было продано для голодающих Пензенской и Орловской губерний 400 четвертей озимого хлеба. Здание магазина стоит 3000 рублей.
     Образование
     В селе имеется 2 училища: одноклассное МНП и церковно - приходское. Годовой бюджет министерского училища равняется 627 рублей. Из этих денег заведующий училищем получает 330 рублей и законоучитель – 100 рублей. Здание училища старое, неудовлетворяющее современным требованиям школьной гигиены. Оно строилось хозяйственным способом самим обществом и обошлось в 4000 рублей. Для квартиры учителя в здании отведены 2 комнаты и кухня. При училище разводятся сад и огород. Классная комната вмещает 370 кубических аршин: в ней обучается 60 мальчиков.
     Медицинская помощь
     Село содержит участкового фельдшера: лекарства покупаются нуждающимися в аптеке соседнего села Воронцово - Александровского. Вера в местных знахарей сильно поколеблена и за советами чаще обращаются к местному священнику и учителю министерской школы.
     Болезни
     Чаще других посещают село следующие болезни: перемежающаяся лихорадка, корь, дифтерит и расстройства желудочно - кишечного тракта. От холеры в 1892 и 1893 г.г. умерло 96 человек.
     Почта и телеграф Ближайшее почтово -телеграфное учреждение находится в селе Воронцово -Александровском в 9 с половиной верстах от села.
     В судебно-административном отношении село подчинено земскому начальнику 1-го участка Александровского уезда, в судебно -следственном – судебному следователю 2-го участка, в полицейском – приставу 2-го стана. Земский начальник и становой пристав имеют местопребывание в селе Воронцово -Александровском, а судебный следователь – в селе Новогригорьевском.
     Пути сообщения
    Расстояние от села до г.Ставрополя – 190 верст, до ближайшей станции Владикавказской железной дороги – 50 верст.
      Село Нины имеет отношения со следующими селами: Новогригорьевским, Архангельским и Удельным.
      До села Новогригорьевского (Федоровка) – 9 с половиной верст. Вся дорога ровная. Почва первой половины пути песчано -глинистая, а второй – глинистая. Большой грязи не бывает.
      До села Архангельского – 18 верст. Дорога проходит по песчано -иловой почве. В 6-ти верстах от села встречается яр, известный под именем «Пашинного», с отлогим спуском и подъемом, отсюда в 3-х верстах находится село Стародубское (Маслов Кут), затем на пространстве 3-х верст далее встречается канава, проведенная из реки Кума, на которой имеется деревянный мост, наконец перед самим селом Архангельским – другой мост через р.Кума.
      До села Удельного 25 верст. В 2-х верстах от села встречается небольшой яр, называемый «Первый лог», в 10 верстах встречается другой большой яр «Пашинный», а около села Удельного спуск в балку, по которой протекает река Томузловка.
      В двух последних селах дороги во время грязи тяжелы, но для ночных путешествий безопасны.
      Обывательские лошади даются во все названные села.
      Общественные квартиры и постоялые дворы
      В селе имеется одна общественная квартира в одну комнату, довольно удобную с двумя кроватями и умывальником. Таксы на съестные припасы здесь не существует.
      Постоялых дворов в селе – пять. (?)

Использование материалов сайта возможно только с разрешения его владельца.

Предыдущая    На первую страницу    Следующая

Рейтинг@Mail.ru



Hosted by uCoz